Можно ли экономить на безопасности аэропортов?

Письмо с такой просьбой Запорожский направил на имя замминистра экономического развития Михаила Расстригина В этом послании Запорожский перечислил меры господдержки, необходимые, по его мнению, малым российским аэропортам (с трафиком ниже 500 тысяч пассажиров в год) для привлечения частных инвестиций.

Топ-менеджер, к примеру, предлагает разрешить малым аэропортам не строить очистные сооружения для ливневых стоков, бомбоубежища, патрульную дорогу по периметру территории и не оборудовать периметр техническими средствами охраны и видеонаблюдения. Для таких воздушных гаваней надо отменить обязательный периметр транспортной безопасности – территория в 30 м от всех строений аэропорта, также говорится в письме.

Кроме того, по мнению Запорожского, малые аэропорты могут обойтись без пункта медицинской помощи (экстренную помощь будут оказывать местные подразделения скорой помощи), комнаты матери и ребенка (при задержке рейса пассажира с ребенком можно разместить в бизнес-зале за счет авиакомпании), кинологической службы, а для подразделений полиции он предлагает выделять только одно служебное помещение площадью не более 20 кв. м.

Затраты аэропортов можно снизить, разрешив их подразделениям авиационной безопасности работать без оружия. Вооруженными тогда будут только сотрудники полиции, работающие на территории воздушных гаваней, пишет топ-менеджер. Предполетный и послеполетный осмотр судов можно проводить всего двум сотрудникам аэропорта (сейчас – четыре) при помощи экипажа самолета, пишет представитель "Аэропортов регионов". Кроме того, малым аэропортам надо разрешить не проводить аварийно-спасательные работы в районе аэродрома, возложив такие функции на местные подразделения МЧС, и не хранить государственный материальный резерв (товары на случай войны или чрезвычайных ситуаций, прежде всего продовольствие), предлагает Запорожский.

Нигде в мире нет таких жестких требований к безопасности и инфраструктуре малых аэропортов, как в России, обращает внимание топ-менеджер российской авиакомпании. Одно из них – необходимость содержать пожарную машину и пожарный расчет, добавляет он.

В августе 2019 года "Аэропорты регионов" и холдинг бизнесмена Романа Троценко "Новапорт" (владеет и управляет 17 аэропортами) предложили брать в концессию малые аэропорты. В настоящее время почти все такие воздушные гавани находятся в федеральной или региональной собственности, сказали федеральный чиновник и сотрудник аэропортового холдинга. Собеседник "Ведомостей" в одном из холдингов рассказывает, что аэропорты с трафиком от 50 до 150 тысяч человек убыточны по определению (таких аэропортов в России, по данным Росавиации, около 25). Аэропорты с пассажиропотоком от 150 до 500 тысяч человек (их около 35) могут работать с низкой рентабельностью, добавил источник издания, сообщают "Ведомости".


Напомним, первый шаг в этом направлении уже сделан. Недавно был опубликован проект закона, который предполагает разрешить обеспечение охраны аэропортов аккредитованными для этой цели в специальном порядке организациям (службами авиационной безопасности и подразделениями транспортной безопасности). В пояснительной записке к проекту отмечается, что монопольное положение подразделений ведомственной охраны в области обеспечения транспортной безопасности приводит к неоправданной финансовой нагрузке на бюджеты аэропортов с небольшим пассажиропотоком. 

По мнению экспертов внесение данных изменений в Воздушный кодекс будет способствовать созданию конкурентной среды и оптимизации экономических затрат предприятий на охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры. Подробнее об этом >

Однако, насколько приемлем подход, предлагаемый руководством "Аэропортов регионов"? Взять хотя бы предложение по отказу от проведения аварийно-спасательных работ. 

С одной стороны - в современных условиях затраты на обеспечение безопасности воздушных перевозок в экономически сильных предприятиях ГА и авиакомпаниях составляют 25-30% от общих затрат. Слабые предприятия и авиакомпании не в состоянии в полной мере обеспечить безопасность полетов на должном уровне. 

С другой - общеизвестно, что данная служба (СПАСОП) аэропортов является важнейшим условием обеспечения безопасности полетов. Это является жестким требованием Международной организации гражданской авиации (ICAO). Сейчас, в соответствии с Воздушным кодексом, аварийно-спасательные работы на аэродроме и в районе аэродрома проводятся силами собственника аэродрома или аэропорта. Получается, что к сильным, и к слабым авиапредприятиям предъявляются одинаковые требования по обеспечению безопасности, установленные государством. Во всяком случае, большинство экспертов сходятся в одном - сегодня остро необходима дифференциация требований к обеспечению безопасности аэропортов.

Свое мнение вы можете оставить на данной странице ниже в поле "комментарии".