Возможно, крупнейшая в истории после Второй Мировой войны кража предметов искусства произошла в немецком Дрездене. Злоумышленники похитили из сокровищницы саксонских монархов «Зеленый свод» драгоценные экспонаты на сотни миллионов евро.

Воры вломились в дрезденский музей Grünes Gewölbe («Зеленый свод») рано утром в понедельник и украли алмазы, иные драгоценные камни и другие почти бесценные сокровища на сумму около миллиарда евро, сообщают СМИ.

По информации прессы, грабители отключили рано утром подачу электричества в музей и просто пробрались вовнутрь через окно на первом этаже, вскрыв железные решетки. Согласно имеющимся предположениям, злоумышленники специально устроили пожар в расположенной неподалеку электроподстанции, чтобы отключить музейную сигнализацию.

Совершив ограбление, злоумышленники скрылись на машине. На место происшествия прибыли полицейские. Несмотря на отключение ворами электричества, есть вероятность того, что на части записей системы видеонаблюдения все же оказались эпизоды, связанные с музейной кражей.

«Ценности, хранящиеся в «Зеленом своде» и Замке-дворце, приобретались народом Саксонии с трудом на протяжении многих веков», сказал премьер-министр федеральной земли Саксония Михаэль Кречмер.

Точную сумму ущерба и перечень украденного еще предстоит установить. По данным немецкого таблоида Bild, речь идет о бриллиантах и старинных украшениях, сообщает www.mk.ru.

«Зеленый свод» (Grünes Gewölbe) — знаменитая на всю Европу коллекция драгоценностей в Дрездене, бывшая княжеская сокровищница, охватывающая период от Ренессанса до классицизма. Эта коллекция входит в состав Государственных художественных собраний Дрездена и экспонируется в двух постоянных экспозициях — «Исторических Зелёных сводах» и «Новых Зелёных сводах», расположенных в западном крыле дрезденского дворца-резиденции. Некоторые считают, что это старейший в мире музей, превосходящий по возрасту даже Британский музей. Правда, недавние открытия позволяют отдать пальму первенства все-таки музеям Ватикана.

Что именно украли грабители, еще предстоит выяснить. Среди произведений искусства, хранившихся в «Зеленом своде», можно назвать украшенную драгоценными камнями скульптуру «Мавра» из грушевого дерева высотой в 64 см. Или «обелиск Августа» (XVIII век) высотой около 2,3 м с овальным изображением саксонского курфюрста Августа Сильного в центре. Стоимость этого обелиска на момент изготовления приравнивалась к стоимости барочного дворца. Особой роскошью отличается золотой кофейный сервиз конца XVII-начала XVIII в., для создания которого помимо золота использовались серебро, эмаль, слоновая кость и около 5600 бриллиантов.

В «Зелёном своде» хранились также такие драгоценности как уникальный дрезденский зелёный бриллиант в 41 карат, считающийся один из самых крупных бриллиантов в мире. Или подаренные Петром I белый бриллиант в 48 карат и уникальный сапфир. Или подаренный прусским королем Фридрихом Вильгельмом I янтарный шкаф-кабинет, изготовленный в 1742 г. в Кёнигсберге.


Откровенно говоря, подобная новость повергла многих специалистов в области музейной безопасности в шок! Это просто невероятно! Да, различного рода инциденты в музеях стран мира периодически имеют место. Россия, к сожалению не исключение. И у нас в стране еще не так давно имели место случаи краж, вандализма и даже уничтожения пожарами музейных экспонатов. На сегодняшний день, пожалуй, самым страшным является пожар.  

А вот данный случай в Дрездене выбивается из ряда таких инцидентов.

И не только масштабом хищения. Прежде всего вызывает вопрос о том, как стала возможной ситуация выхода из стоя системы охраны и сигнализации в результате рукотворного пожара в пункте распределения и подачи электрической энергии!? Это невозможно!

Ведь по всем нормам и правилам, в том числе и европейским, системы охраны и пожарной безопасности должны иметь источник резервного питания и сохранять свою работоспособность определённое количество времени.  

А еще, музеи относятся к объектам первой категории электропотребителей.  А это значит, что музей должен быть подключен как минимум к двум независимым источникам электроснабжения, либо иметь генератор с АВР (автоматическим включением резерва) в качестве дополнительного источника питания.  

Как бы там ни было, факт случился.

Хочется надеяться, что правоохранительные органы раскроют данное преступление и найдут виновных, а ценности будут возвращены в музей. При этом будет дана правовая и техническая оценка эксплуатируемой системы охраны и безопасности, её электроснабжению и состоянию организационных мероприятий, а также профессионализму дежурившего персонала и охраны музея. К сожалению, ситуация хищения ценностей под прикрытием пожара - довольно-таки часто встречающееся явление. Ведь при пожаре все эвакуационные выходы автоматически разблокируются с целью обеспечения беспрепятственной эвакуации персонала и посетителей. Это и обуславливает необходимость решения двуединой задачи по одновременной эвакуации людей, экспонатов, также, одновременно,  по их охране и предотвращению криминальных проявлений.  

Именно эти аспекты были предметом детального рассмотрения и изучения в рамках состоявшегося 24-25 октября Всероссийского семинара-практикума «Безопасность музеев». Подробнее >

С целью анализа и подготовки предложений по обеспечению охраны, безопасности и противопожарной защиты при Минкультуры России образован экспертно-технический совет. Ближайшее заседание совета намечено на первую декаду 2020 года, а одним из поводов и вопросов заседания и станет случай в Дрездене.