Александр Сирченко: "Давно назрела необходимость изменить порядок формирования фондов персональной ответственности туроператоров"

По словам Александра Сирченко, внутренний туризм в России в последние годы активно растет, повышается интерес и зарубежных туристов к поездкам в нашу страну. Среди факторов роста можно назвать изменение государственной политики в области туризма, например, разработку механизмов государственной поддержки турбизнеса в форме предоставления субсидий. При этом развитие туризма в стране по-прежнему тормозится из-за дефицита авиаперевозчиков, особенно региональных, недостаточно развитой инфраструктуры, нехватки объектов размещения и слабого продвижения страны на целевых рынках. В TUI также указывают на недостаток мотивации для компаний, привозящих в Россию туристов.

Сильно мешает и несовершенство отраслевого закона «Об основах туристской деятельности в РФ». Пришло время для более четкого разграничения и распределения ответственности всех участников туристического рынка – туроператоров, турагентств, онлайн-агентств, перевозчиков, транспортных компаний и средств размещения. В том числе необходимо регулирование деятельности турагентств, считает Александр Сирченко. В условиях возрастания конкуренции на рынке надо задуматься о создании равных условий для ее участников, а значит, уравнять онлайн-агентства, агрегаторов, системы бронирования с классическими туроператорами и турагентствами.

В TUI считают также, что необходимо менять критерии оценки платежеспособности и рисков банкротства участников рынка.

«Очевидно, что нынешний набор критериев не работает, они не охватывают всю глубину деятельности компании. Формально, например, у «Натали Турс», все было в порядке, а на деле компания – банкрот. Сейчас, после передачи туризма в ведение Минэкономразвития, необходимо проговаривать эти моменты с финансовым блоком», пояснил  Александр Сирченко.

Однако на первое место в списке назревших проблем эксперт поставил фонды персональной ответственности туроператоров (ФПО). По словам г-на Сирченко, действующий механизм формирования и использования этого фонда приводит к серьезным негативным последствиям. Излишняя финансовая нагрузка, невозможность использовать средства ФПО провоцирует некоторых участников рынка на недобросовестное ведение бизнеса, в частности, разделение турпродукта и создание множества юридических лиц.

Самая большая проблема в том, что для пополнения ФПО у турфирм регулярно изымаются значительные объемы «живых» денег, которые не используются в бизнесе и вообще оказываются фактически замороженными. А ведь одновременно с формированием персонального фонда туроператоры оформляют фингарантии и пополняют резервный фонд «Турпомощи».

Так, общий объем финансовых гарантий «TUI Россия» – финансовое обеспечение, резервный фонд и ФПО – к концу этого года составит почти 1 млрд рублей. Из них ФПО – порядка 300 млн – фактически изъяты из оборота и не работают на развитие туризма. В 2019-м компания, как и два предыдущих года, почти вдвое увеличила объемы, соответственно вышеуказанные цифры слегка подросли.

«Поэтому по итогам нынешнего года к концу 2020-го замороженным в ФПО окажется уже почти 1 млрд рублей. Если мы продолжим наращивать объемы в том же темпе, через три-четыре года это будет уже 5-6 млрд рублей», рассуждает г-н Сирченко.

В TUI полагают, что, не трансформируя работающий резервный фонд «Турпомощи», надо скорректировать порядок формирования ФПО – ограничить использование «живых» денег.

«Необходимо ограничить максимальный размер ФПО суммой, составляющей 2% от совокупной стоимости турпродукта за год. Одновременно, в целях сохранения защиты прав туристов, установить такой порядок формирования финансовой гарантии, при котором каждый туроператор обязан застраховать или заключить договор банковской гарантии на сумму в размере 5% от полной стоимости турпродукта за год», пояснил собеседник.

В TUI уверены, что предлагаемые изменения никоим образом не уменьшат защиту прав туристов, но снизят финансовую нагрузку на туроператоров. А это будет способствовать активизации туристической деятельности и благотворно влиять на стоимость турпродукта.

Напомним, согласно закону, персональный фонд формируется за счет ежегодного взноса компании в размере 1% общей цены турпродукта за предыдущий год. Туроператор может увеличивать размер ежегодного взноса или сразу сформировать фонд максимального размера – не менее 7% от общей цены турпродукта за предыдущий год. Если персональный фонд сформирован в максимальном размере (7%), перечисление взносов прекращается и финансовое обеспечение ответственности в сфере выездного туризма уже не требуется, сообщает RATA-news.

«Мы три года наполняем фонд персональной ответственности, но уже сейчас ясно: если компания продолжит активный рост, то вообще никогда не сможем достичь максимального размера ФПО в 7%, продолжая изымать из оборота и замораживать значительные суммы»,заметил г-н Сирченко.


Напомним, 10 октября 2019 года Александр Сирченко посетил с рабочим визитом штаб-квартиру Ассоциации «Безопасность туризма». В ходе встречи с руководителем рабочей группы «Безопасность в сфере туризма» Координационного совета по развитию туризма при Правительстве РФ, президентом Ассоциации Сергеем Груздем обсуждались вопросы организации взаимодействия, а также подготовки предложений в проект Плана основных мероприятий Рабочей группы на 2019-2020 гг. по реализации утвержденной 20 сентября 2019 года Стратегии по развитию туризма в РФ до 2035 года. Подробнее о встрече >

По итогам также были достигнуты предварительные договоренности о партнерском сотрудничестве с целью подготовки и проведения Международного форума «Безопасность туризма-2020» TSIF.

Форум проводится при поддержке Председателя Координационного совета по развитию туризма при Правительстве РФ О.Ю. Голодец, а также Совета Федерации РФ, Госдумы РФ, Минэкономразвития и др.

Подробнее о Форуме >

ПРИГЛАШАЕМ К УЧАСТИЮ!

Подать заявку >