В свете ускоренного развития туристской отрасли Республики Узбекистан важным аспектом является подготовка персонала, оказывающего услуги гостиниц и других средств размещения, ресторанов, туристско-экскурсионные, общественного питания, по обслуживанию горнолыжных трасс и пляжей и другие.   

Данные услуги подлежат обязательной и добровольной сертификации, которую осуществляет ГУП «Центр сертификации туристских услуг. «Центром» совместно с Техническим Комитетом по стандартизации в области туризма разработаны и введены в действие ряд государственных стандартов Республики Узбекистан, регламентирующих требования к оказываемым услугам туристской индустрии. 

В настоящее время разработаны государственные стандарты Oʻz DSt 3417:2019 «Туристские услуги. Общие требования к обслуживающему персоналу средств размещения» и Oʻz DSt 3418:2019 «Туристские услуги. Общие требования к персоналу туроператоров и турагентов», в которых определены требования к персоналу туристской индустрии.   

В стнадарты включены также требования к персоналу в сфере обеспечения безопасности туризма, в том числе: 

  • готовность к постоянному сотрудничеству со службами, обеспечивающими безопасность туристов; 
  • умение оказывать первую медицинскую помощь и обладать специальными знаниями и умением при оказании услуг лицам с ограниченными физическими возможностями.

Конкретные функциональные обязанности для каждой категории персонала отражены в должностных инструкциях, где также указаны права и квалификационные требования.  

По мнению руководства республики персонал, важнейший ресурс в сфере туристской индустрии и от его компетентности, доброжелательности, профессионализма зависит удовлетворенность потребителей услуг. В связи с чем, настоящие государственные стандарты, определяющие требования к персоналу содержат критерии оценки обслуживающего персонала. Необходимо идентифицировать риски при оказании услуг в зависимости от заявленной деятельности и иметь процедуры для реагирования на риски с целью их минимизации до приемлемого уровня или вообще исключения негативного влияния.   

В зависимости от опыта деятельности туроператора разрабатывается процедура оценки персонала, в соответствии с которой, например, Рабочая группа и оценивает каждого сотрудника. Желательно в запланированные периоды проводить внутреннюю самооценку и анализ собственной деятельности, что позволит оценить сильные и слабые стороны в деятельности. Конечный итог - разработка мероприятий по улучшению деятельности. 

Базовое образование персонал получает в высших учебных заведениях Республики и за рубежом, а также колледжах и специализированных курсах в зависимости от сферы деятельности, сообщил Госкомитет Республики Узбекистан по развитию туризма.


По мнению экспертов, разработка данных стандартов, это очередной результат весомых шагов руководства республики в деятельности по развитию туризма этой страны. Напомним, что в подписанном недавно Президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым законе «О туризме» значимая роль отведена вопросам безопасности.

Теперь, безопасность туристов и экскурсантов на территории Республики Узбекистан гарантируется государством. Предусмотренные законом меры обеспечения безопасности включают обеспечение личной безопасности туристов и экскурсантов, сохранности их имущества, предупреждение нанесения вреда окружающей природной среде, материальным и духовным ценностям общества, и в конечном счете безопасности государства. 

Важное нововведение – определение единого Уполномоченного государственного органа в лице Госкомтуризма страны, ответственного за реализацию государственной политики в этой сфере, а также за обеспечение безопасности.

Подробнее об этих инициативах, основных целях и задачах нового законодательства республики - в специальном материале Саидакбархона Акбарова, и. о. заместителя председателя Государственного комитета Республики Узбекистан по развитию туризма в очередном номере журнала "Безопасность индустрии туризма".

Но этим выпуском мы не прекратим рассказывать о развитии туризма в этой стране. По мнению экспертов отрасли заслуживает внимания инициатива руководства Республики Узбекистан по изменению системы учета регистрации туристов.  Об этом мы также планируем рассказать в одном из выпусков нашего издания. Так как миграционный учет и по сей день является головной болью для отельеров нашей страны.

Подписаться на журнал >  Купить on-line >