За «подозрительными» туроператорами будут следить?

Ростуризм и ассоциация «Турпомощь» столкнулись с тем, что многие туроператоры стали представлять недостоверные сведения данных о количестве обслуживаемых туристов и общей цене реализованного ими турпродукта. Заявленная ими стоимость турпродукта оказывалась многократно ниже среднерыночного уровня, а декларируемые объемы деятельности не соответствовали экспертным оценкам масштабов их бизнеса. Об этом шла речь на вчерашнем заседании наблюдательного совета «Турпомощи».

Такие действия туроператоров приводят к занижению размера формируемых ими фондов персональной ответственности, а также суммы фингарантий. А это, в свою очередь, чревато неисполнением обязательств перед туристами в случае банкротства или прекращения туроператорской деятельности. Яркий пример – «Натали Турс», у юрлиц которой общий объем финансовых гарантий составил немногим больше 150 млн рублей при совокупных обязательствах перед туристами более 1,5 млрд.

Чтобы не допускать подачи искаженных сведений, «Турпомощи» поручено сформировать список «подозрительных» туроператоров. Как сообщил директор ассоциации Александр Осауленко, в этот перечень попадают, прежде всего, компании, которые систематически и без видимых причин задерживают подачу предусмотренной законом отчетности, сведений об общей цене турпродукта, количестве отправленных туристов и т.д. Предполагается, что этот список будет направлен в контрольно-надзорные органы.


Само по себе желание туроператоров, сэкономить вполне понятно. Но вот толь ко делаться это должно не за счет туристов!

Ведь что получается, искажая и занижая отчетность туроператоры тем самым лишают туристов их законных права защиту имущественных интересов, на оказание им помощи в экстренных случаях. В этой истории не может не удивлять то, что такое явление как очковтирательство имеет место?! Как такое возможно?

И какая при этом ответственность за это, что грозит туроператорам, исказившим отчетность и уклонившимся от формирования соответствующих резервов  для защиты прав туристов? Разве было непонятно, что без ответственности и механизма контроля за исполнением обязательств туроператорами при установлении такого порядка подобного явления не избежать? Кто такие надзорные органы в данном случае? Прокуратура?

Но ведь ее сил уследить за всеми не хватит, да и не в этом ее задача! Такой механизм контроля и исполнения законодательства должен быть сформирован внутри самой туристской отрасли. А вот с этим- то проблемы. Ведь на сегодня до конца  непонятно с полномочиями и возможностями Минкультуры России - имеются и достаточно ли для этого полномочий,  созданы ли соответствующие структурные подразделения, достаточно ли численности? То же самое и с положением о Ростуризме. В части безопасности они ограничены лишь информированием туристов, выезжающих за рубеж об опасностях  и помощь им при наступлении нештатных ситуаций и происшествиях. Это в очередной раз ставит на повестку вопрос создания или наделения действующего федерального органа достаточными полномочиями и компетенцией в сфере туризма и безопасности туристов. Чтобы отрасль получила настоящий регулятор и возможность полноценно развиваться. Очень хочется надеяться, что голос депутатского корпуса и рекомендации парламентских слушаний от 6 мая 2018 года будет услышан, а рекомендации в этой части исполнены!