Кто заплатит за спасение?

Ежегодно различные спасательные службы во многих регионах России реагируют на сотни вызовов, поступающих от туристов, которые по тем или иным причинам не могут продолжить свой маршрут: травмы, утеря снаряжения, погодные условия или, что чаще случается, банальная переоценка своих физических возможностей и «полевых» навыков.

Начнем с того, что в России организацией поисково-спасательных работ занимается, в основном, МЧС России. Лишь немногие коммерческие компании в нашей стране имеют лицензию на проведение такого рода операций.

Проведение спасательных операций требует серьезных ресурсов и финансовых затрат. Понятно, что привлечение авиации влечет за собой большие расходы ГСМ и амортизацию воздушного судна. К примеру, средний расход топлива у вертолетов Ми-8, которые стоят на вооружении МЧС России, во время весенне-летней навигации составляет 660 килограмм в час. В осенне-зимний период эта цифра увеличивается.

Впрочем, привлечение авиации во время поисково-спасательных работ возможно далеко не всегда. Из-за сложных погодных условий или особенностей рельефа вертолет не способен не то что прибыть к месту эвакуации, но даже и вылететь с места базирования, например во время сильного ветра. В таких случаях спасатели вынуждены добираться к пострадавшему наземным транспортом, верхом на лошадях или вовсе пешком. Порой такие операции длятся по несколько суток:

«Погодные условия в горах далеко не всегда позволяют использовать авиацию. Зачастую спасателям приходится на руках по перевалам и мокрым камням выносить пострадавших к месту эвакуации. В таких случаях на спасательную операцию уходит значительное время, что не лучшим образом может сказаться на здоровье неосторожного туриста», - отмечают в пресс-службе сибирского регионального центра МЧС России.

Представители чрезвычайного ведомства в беседах с населением постоянно напоминают, что «беду проще предотвратить, чем потом бороться с ее последствиями». Поэтому спасатели настойчиво рекомендуют туристам, еще на стадии планирования похода, озаботиться, в первую очередь, регистрацией группы в территориальном подразделении МЧС России. Кроме определения и утверждения маршрута, специалисты дадут дельные советы касательно снаряжения и оборудования, а также предостерегут от возможных опасностей. Конечно, они не могут что-либо запретить, однако, по крайней мере, спасатели будут знать, когда группа должна появиться на контрольной точке и выйти на связь, и что делать, если этого не произойдет.

Если все же случилась беда и туристам понадобилась помощь, сотрудники МЧС России начнут поисково-спасательную операцию. Однако следует учитывать, что после проведения эвакуации, во время которой квалифицированные специалисты окажут необходимую медицинскую и психологическую помощь, пострадавший будет передан в лечебное учреждение, где полномочия чрезвычайного ведомства заканчиваются, и, возможно, необходимо будет пройти курс лечения, причем иногда весьма дорогостоящего. По полису ОМС российский турист может рассчитывать на оказание скорой медицинской помощи, госпитализации и амбулаторной помощи.

И если самые распространенные травмы в горах во время занятий альпинизмом, треккингом и горным туризмом (переломы, ушибы, ссадины,  и обморожения) полис обязательного медицинского страхования еще покроет, то последствия горной болезни, высокогорного отёка лёгких или пневмонии, отёка головного мозга и других травм потребуют привлечения дополнительных средств и дорогостоящих препаратов. 

Следует помнить, что если нет полиса путешественника, расходы на медицинскую транспортировку, телефонные переговоры, стоматологическую помощь, транспортные расходы и расходы на репатриацию российский турист или его родственники будут нести самостоятельно.

Поэтому, чтобы избежать лишних трат, специалисты рекомендуют приобретать туристический страховой полис, покрывающий расходы, связанные со спасательной операцией и госпитализацией.

В данный момент Федерация альпинизма России (ФАР), совместно с МЧС и страховыми сообществами разрабатывают проект по страховой защите альпинистов и оказанию помощи в горах в аварийных ситуациях.


Алексей Овчинников, исполнительный директор ФАР:
- Мы делаем попытку на современном уровне выстроить отношения альпинистов, страховых компаний и спасательных служб. Все эти стороны заинтересованы в построении в нашей стране понятной, простой и прозрачной схемы спасения в горах. Схемы, в которой каждый берет свою долю ответственности: альпинистское сообщество - за качество и подготовку людей, которые идут в горы, спасательные службы – за оперативное реагирование на аварийные ситуации, страховые компании – за финансовые гарантии спасработ. Мы обсуждали этот проект и с руководством Российского союза страховщиков и с руководством МЧС России и Россоюзспаса, которые также высказали большую заинтересованность в его успехе и готовность к закреплению этой практики законодательно на федеральном уровне. В идеале, со временем, нам хотелось бы получить страховой продукт, который стал бы полезным и удобным для всех поклонников спорта и активного отдыха в горах – альпинистов, горных туристов, горнолыжников, сноубордистов, треккенгеров и других путешествующих в горах.


Что же касается туристов, выезжающих за пределы Российской Федерации, то оформление туристического полиса становится практически обязательным, так как за спасение придется платить в любом случае.


Полина Пискулова, эксперт страховой интернет-площадки «Save Pro Life» и автор публикаций о страховании туризма, спорта и экстрима на портале Риск.ру, рассказала об особенностях поисково-спасательных работ за рубежом:

"Например, в Таджикистане, в районе поляны Москвина, где располагается Международный альпинистский лагерь «Памир Пикс» – самая удобная отправная база для восхождений на пики Коммунизма и Корженевской. Здесь лимит на эвакуационные работы составит 15 000 долларов США. «Памир Пикс» сама координирует проведение эвакуационных работ при страховом случае".


Еще один из популярнейших горных районов мира для альпинистов и горных туристов – Киргизия. Там стоимость работ достигает в среднем порядка 7 000 долларов США. В первую очередь это связано с тем, что у МЧС Кыргызстана нет своего вертолёта и команды горных спасателей. В любых спасательных операциях в горных районах задействован вертолёт Вооруженных Сил Киргизской Республики. Поэтому при обращении в МЧС время проведения спасательной операции значительно увеличивается. Так как МЧС не предоставляет вертолёт, эффективнее обращаться напрямую в страховую компанию, которая, в свою очередь ведет переговоры по выделению вертолёта для организации спасательных работ при наличии у туриста подходящего страхового полиса.

Не всякий страховой случай сопровождают поисково-спасательные работы. Но, если турист, отправляясь в горы, убедится, что его полис включает как эвакуацию, так и поисково-спасательные работы, то при необходимости страховая оплатит ваши поиски.

Именно поэтому многие туристы, попав в беду в нашей стране, опасаются вызывать спасателей МЧС России, безосновательно полагая, что после эвакуации должны будут выложить кругленькую сумму.

Бояться этого не стоит, так как чрезвычайное ведомство, в отличие от негосударственных структур, выполняет поисково-спасательные работы и все что с ними связано совершенно бесплатно для пострадавшего.

Однако следует помнить, что все расходы, которые возникают во время проведения операции, оплачивает государство из бюджета, сформированного из средств налогоплательщиков, сообщает МЧС Медиа.