Из-за спора двух хозяйствующих субъектов – ООО «Турово» и ООД «НОЙ ТРАВЕЛ» – в последней декаде августа 2018 года порядка 1,5 тыс. российских туристов, в т.ч. около 150 детей, находившихся на отдыхе в Болгарии, столкнулись с невозможностью воспользоваться оплаченной авиаперевозкой обратно в Россию.

24 августа 2018 года компания «НОЙ ТРАВЕЛ» (Болгария), выступающая посредником, через которого осуществляется взаимодействие российских участников рынка с авиакомпанией Bulgaria Air, досрочно прекратила сотрудничество в рамках чартерной программы с ООО «Турово» (Россия), реализующей авиабилеты в Болгарию и в обратном направлении. Поводом послужило наличие у российской компании задолженности перед болгарским контрагентом. В результате такого решения авиабилеты, уже оплаченные россиянами, были повторно пущены в продажу.

Благодаря вмешательству Федерального агентства по туризму и Генерального консульства России в Варне при содействии Посла Болгарии в России Атанаса Крыстина, консула Болгарии в России Николая Панайотова и представителя Министерства по туризму Болгарии Кати Жековой удалось решить вопрос с возвращением организованных детских туристических групп, которое осуществляется за счет ООД «НОЙ ТРАВЕЛ». Более 100 детей уже вернулись на родину, еще 24 ребенка будут вывезены 31 августа 2018 года.

По имеющейся в распоряжении Федерального агентства по туризму информации, сейчас на территории Болгарии находятся около 1 тыс. российских туристов, которые должны были возвращаться на родину рейсами авиакомпании Bulgaria Air в период до 9 сентября и на данный момент не могут воспользоваться оплаченной авиаперевозкой.

На сегодняшний день ООО «Турово» не предоставило Ростуризму информацию, какое количество билетов на рейсы Bulgaria Air было реализовано этой компанией самостоятельным туристам, а какое – в составе пакетных туров. 

В случае если билет был продан в составе пакетного тура, то ответственность перед туристом за исполнение обязательств в части авиаперевозки несет туроператор, который сформировал тур и приобрел соответствующие услуги через ООО «Турово».

Если услуги авиаперевозки приобретались туристом самостоятельно – непосредственно через ООО «Турово», через систему бронирования и т.п., то ответственность перед ним несет та компания, которая приняла оплату и предоставила информацию о том, что билет забронирован и оплачен.

Федеральное агентство по туризму обращает внимание организованных туристов, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2014 №967 «О внесении изменения в Правила оказания услуг по реализации туристского продукта», если потребитель выезжает за пределы территории России, исполнитель (туроператор либо турагент) обязан не позднее 24 часов до начала путешествия передать потребителю билет, подтверждающий право на перевозку (в том числе чартерную) до пункта назначения и обратно. Несоблюдение этого требования является основанием для привлечения исполнителя к административной ответственности.

Также Ростуризм обращает внимание на то, что поскольку туроператоры, которые сформировали туры и приобрели услуги авиаперевозки через ООО «Турово», не являются банкротами, не прекратили туроператорскую деятельность и не обратились с соответствующими заявлениями в Ростуризм и Ассоциацию «ТУРПОМОЩЬ», правовых оснований для использования для вывоза туристов из Болгарии средств фондов, сформированных на базе Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ», в настоящее время нет. 

Федеральное агентство по туризму считает необходимым изменение сложившейся системы оказания услуг авиаперевозки российским туристам, отправляющимся в турпоездку в Болгарию, поскольку эта система, предполагающая многоуровневые цепочки посредников, существование многих из которых не имеет под собой экономических оснований, непрозрачные схемы и условия взаиморасчетов между ними, монополизацию некоторых сегментов рынка отдельными компаниями и заключение договоров с односторонними обязательствами, не защищающих интересы туристов, создает предпосылки для удорожания услуг и неисполнения обязательств перед потребителями. 

Позиция Федерального агентства по туризму состоит в том, что спор между хозяйствующими субъектами не должен отражаться на туристах. Потребителям, безусловно, должны быть в полном объеме оказаны оплаченные ими услуги, а разногласия должны быть урегулированы в суде после завершения чартерной программы.


Эксперты опасаются, что это далеко не последний такой случай. Ранее мы сообщали, что Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев 24 августа подписал постановление с изменениями в «Правила оказания экстренной помощи туристам». Согласно ему с 3 сентября «Турпомощь» сможет оплатить проживание и перевозку туристу в случае необходимости только после того, как туроператор объявит о прекращении своей деятельности. Подробнее об этом тут >

Данное решение Правительства России на фоне неисполнения обязательств туркомпаний кажется весьма странным. Ведь что получается, до тех пор пока туроператор не объявил о прекращении своей деятельности, хотя фактически он ее уже прекратил и снял с себя всяческие обязательства, туристам за границей хоть умри?! Или плати? 

На наш взгляд поводом и основанием оказания помощи туристам должно стать не объявление туроператором  о прекращении деятельности! Ему это может быть по ряду причин невыгодно. Выгоднее тянуть резину, объяснять неисполнение обязательств различными обстоятельства и не давать повод правоохранителям проверять его на предмет мошенничества, вывода капитала и т.д.

А турист при таком подходе становится просто - напросто заложником. Турпомощь не имеет законных оснований вмешиваться в ситуацию и использовать наколенные за счет отчислений туроператорами резервы.

И что? Опять надеяться будем на МИД России, на МЧС России, то есть опять на бюджет? 

Это нелогично! И не разумно по отношению к застрявшим или попавшим в нештатную ситуацию по вине туроператоров туристам.

Явно нужен другой подход! Какой? 

Свое мнение вы можете оставить ниже в поле "комментарии"! Напомним, за регистрацию на сайте вы получите электронную версию журнала "Безопасность туризма" бесплатно!