Из-за эпидемии нового коронавируса с 24 января в Китае запрещена реализация любых внутренних пакетных туров, имеющих в своём составе авиабилет и отель. Как сказано в распоряжении Национального департамента туризма страны, группа, которая уже совершает тур, может его продолжить в соответствии с маршрутом, но лишь при условии соблюдения мер по охране здоровья. Аналогичные меры приняты и в отношении зарубежных поездок – вылеты организованных тургрупп за рубеж приостанавливают с 27 января.

Купить авиабилеты и забронировать гостиницы за границей через турагентства в Китае уже нельзя с 26 января.

Принимаемые Китаем и другими странами меры позволяют надеяться, что мировой эпидемии удастся избежать. Но если эпидемия затянется, она может существенно повлиять на конъюнктуру мирового туристического рынка. И дело здесь не столько в закрытии самого Китая на въезд.

В масштабах мирового рынка на долю поездок в КНР приходится менее 5% всех международных прибытий и 3% всех расходов на такие поездки. Тем не менее, для туриндустрии ряда стран Юго-Восточной Азии, в структуре выездного туризма которых Китай доминирует, это может стать серьезным ударом.

В России в этой связи могут пострадать нишевые туроператоры, отправляющие туристов в КНР, а также компании, занятые приграничным туризмом, и операторы чартерных программ на Хайнань.

Зато на мировом рынке въездного туризма, где на долю гостей из Китая приходится 11% или 150 млн. международных прибытий, а также около 20% или $277 млрд. туристических расходов, ситуация может измениться довольно кардинально. Причем, не только для туроператоров, специализирующихся на приеме китайских туристов, одновременно произойдет высвобождение значительной части номерного фонда гостиниц, туристических автобусов, рабочих мест, которые будет не просто загрузить за счет туристов из других стран. Снизится посещаемость популярных музеев, магазинов и ресторанов.

В России на долю граждан КНР приходится 6% всего въездного потока из-за рубежа. Но, если говорить о прибытиях из стран дальнего зарубежья, в структуре которых больше туристических поездок и меньше трудовой миграции, на Китай приходится уже 18% или более 2 млн. человек в год.

Какие шаги в случае дальнейшей эскалации эпидемии целесообразно предпринять в сфере туризма, если не считать меры медицинского и пограничного контроля?

Во-первых, нужна смена маркетинговых стратегий. Если введение санкций в 2014 году стимулировало активизацию работы отечественной туриндустрии, прежде всего, в КНР и других странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), то очередная эпидемия, если она затянется, подстегнет работу с европейским и американским рынками и на ближневосточном направлении.

В этих же направлениях в таком случае будет целесообразно активизировать маркетинговую активность государственных органов управления туризмом. Хотя не будем забывать и о перспективах перераспределения туристического спроса на $40 млрд, которые иностранцы тратили в Китае. Значительная, если не большая часть этого спроса, приходится на страны АТР. Поэтому лавировать в конкуренции за меняющиеся турпотоки придется буквально в режиме реального времени с учетом географии распространения болезни.

Во-вторых, в условиях нарастания нестабильности туристического рынка его участникам важно проявить особую осторожность в договорных отношениях и ценовой политике. Это касается, в частности, повышения цен на гостиницы в регионах, где большая часть загрузки номерного фонда приходилась до последнего времени на китайских туристов. С этим, как минимум, лучше не торопиться.

В-третьих, необходимо расширить меры государственной поддержки туриндустрии, в том числе дальневосточной, особенно плотно завязанной на китайский рынок. Хотя в Москве и Санкт-Петербурге, например, доля китайских туристов также весьма значительна.

В-четвертых, можно использовать временный спад въезда из КНР, если он произойдет, для перезагрузки этого сектора рынка, проблемного в отношении финансовой прозрачности и качества обслуживания, в частности, экскурсионного.

И, конечно, ситуация на туристическом рынке значительно усложнится, если не отдельные случаи заболеваний, а сама эпидемия перекинется на другие страны, чего с учетом принимаемых мер, есть шансы избежать.

Сергей Шпилько, президент РСТ.

По материалам  RATA-news