Государственной Думой в первом чтении приняты проекты федеральных законов «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», разработанные Минэкономразвития. Соответствующие инициативы разработало Министерство экономического развития России.

«Самое сложное при подготовке законопроектов было найти оптимальный баланс между совершенно полярными точками зрения. Не допустить избыточные административные издержки, с одной стороны, но и эффективно обеспечить безопасность наших граждан» - заявил на пленарном заседании Государственной Думы статс-секретарь – заместитель министра экономического развития Российской Федерации Алексей Херсонцев.

Законопроект «О государственном контроле...» должен стать основным правовым актом в реформе контрольно-надзорной деятельности, которая ведется в России с 2014 года.


В действующей системе государственного контроля (надзора) и муниципального контроля предприниматели отмечают ряд недостатков, главными из которых являются:

  • ориентация контрольно-надзорной деятельности на наказание предпринимателей, взыскание административных штрафов, а не поддержание законности в поднадзорной среде;
  • сплошной, тотальный характер контроля, которому подвергается большинство предприятий;
  • применение «палочной» системы, в результате которой деятельность органов контроля оценивается по числу проведенных проверок и примененных штрафов.
  • Законопроект «О государственном контроле...» нацелен на преодоление указанных недостатков. Предстоит изменить основную цель государственного и муниципального контроля - с выявления нарушений и применение наказания за них - на обеспечение соблюдения обязательных требований.

Особую роль в этом должна сыграть профилактика, которая признается законопроектом в качестве неотъемлемой части государственного контроля (надзора). Органы контроля и их должностные лица должны стать государственными консультантами бизнеса. Все обязательные требования, подлежащие проверке, должны быть собраны органами контроля, отсортированы по видам контроля и размещены в сети «Интернет» для всеобщего доступа. Органы контроля должны постоянно анализировать практику применения обязательных требований, наиболее частые нарушения и при необходимости выступать с инициативами по изменению законодательства и подзаконных правовых актов.

Мостиком между обязательными требованиями и бизнесом станут руководства по соблюдению обязательных требований - официальные разъяснения, издаваемые органами контроля, в том числе по всем вновь принимаемым или изменяемым обязательным требованиям. 

Важнейшим новшеством законопроекта «О государственном контроле...» является возможность предварительных консультаций предпринимателей с органами контроля по вопросам выстраивания предпринимательской деятельности. Прежде чем начать новый проект, перестроить деятельность предприятия, бизнес сможет получить позицию органов контроля по вопросам соответствия планируемых изменений обязательным требованиям.

В рамках механизма «регуляторной гильотины» законопроектом «Об обязательных требованиях...» предполагается отмена с 1 января 2021 года всех ранее принятых актов, проверяемых в рамках контроля (надзора), и введение в действие новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанные с учётом риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития.

Не отмененные до 1 января 2021 года акты не будут проверяться в ходе контрольных мероприятий и не будут использоваться для привлечения хозяйствующих субъектов к административной ответственности.

Все новые обязательные требования будут проходить процедуру оценки регулирующего воздействия, а уже действующие - процедуру оценки фактического воздействия.

Ключевой предпосылкой к «регуляторной гильотине» во-многом является большое количество устаревших неактуальных норм. Поэтому законопроектом предусмотрен срок действия актов, который не может превышать шести лет. Этот срок может быть продлен по результатам оценки применения акта.