Изменения коснулись документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований о безопасности зданий и сооружений. 

Опубликован приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 2 апреля 2020 года № 687 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

В новом перечне содержится 534 документа, устанавливающих требования, в том числе к зданиям федеральных судов, гостиниц, общежитий и хостелов, транспортно-пересадочных узлов, железнодорожных вокзалов, образовательных организаций дополнительного образования детей, к улицам и дорогам населенных пунктов и другим объектам. 

СП 132 «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования» включен в обновленный перечень стандартов вместе с другими требованями, таких, например, как СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», СП 257.1325800.2016 «Здания гостиниц. Правила проектирования», СП 477.1325800.2020 «Здания и комплексы высотные. Требования пожарной безопасности», СП 379.1325800.2018 «Общежития и хостелы. Правила проектирования», СП 460.1325800.2019 «Здания образовательных организаций дополнительного образования детей. Правила проектирования» и др.

При этом документ признает утратившим силу приказ Росстандарта от 17 апреля 2019 г. № 831, утверждавший предыдущий вариант перечня.

Полный перечень, скачать >


У экспертов отрасли вызывает удивление, что СП – 132. 133330.2011 «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования» включен в данный перечень без актуализации.

Эксперты Ассоциации "Безопасность туризма" и ТК-340 Росстандарта обращались в Минстрой России с просьбой ускорить подготовку и внесение изменений и дополнений в действующую редакцию Свода правил СП – 132, а также в «Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» в целях приведения их в соответствие с требованиями действующего законодательства в части антитеррористической защищённости зданий и сооружений на стадии их проектирования. 

В ответ был получен ответ о готовности вносить изменения и проводить корректировки. Об этом сообщил  Александр Степанов, заместитель директора Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

В чем же проблема?

Сводом правил «Обеспечение антитеррористической защищенности зданий и сооружений. Общие требования проектирования» (СП-132) регламентированы минимально необходимые требования к проектным решениям по обеспечению антитеррористической защищенности объектов.

Вместе с тем, во исполнение ст.5 ФЗ-35 «О противодействии терроризму» постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2013 года № 1244 утверждены Правила разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности (далее – Правила).

В соответствии с указанными Правилами соответствующими федеральными органами исполнительной власти разработаны, а Правительством РФ утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов и территорий более чем 40 отраслей и сфер деятельности (среди них гостиницы и иные средства размещения, объекты культуры, торговли, образования, здравоохранения, спортивные сооружения, места массового пребывания людей и др.).

При этом некоторые принципы и подходы по категорированию (в СП-132 – классификация), а также требования к проектированию и оснащению объектов инженерно – техническими средствами охраны, досмотра и антитеррористической защиты в СП – 132, подпункты «п (1)» и «п (2)» пункта 22  «Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» не «вписываются» в указанные выше Правила и противоречат действующим требованиям к антитеррористической защищенности зданий и сооружений, которые утверждены Правительством РФ.

Именно эти и другие противоречия вносят неразбериху и путаницу на стадии проектирования и экспертизы проектной документации, а также создает конфликтные ситуации на стадии сдачи – приемки зданий и сооружений и в процесс их эксплуатации.

Подробно об этом в свежем выпуске журнала "Безопасность индустрии туризма" >