Для повышения интереса европейцев к России требуются дополнительные условия безопасности

Привлечение туристов из европейского региона представляет важную задачу в рамках реализации стратегии развития туризма в России. Европейцы территориально близки к России, часто ездят в туристические поездки, а также обладают высоким уровнем платежеспособности. Но многие ли из них знают о нашей стране и представляют себе специфику российского туристского направления? 

Проведенное Аналитическим центром НАФИ исследование особенностей восприятия жителями европейских стран России в качестве туристского направления представляет значимый интерес не только для исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, но и для коммерческих компаний в сфере туризма.

Согласно данным Евростата, российское направление занимает 9 место среди стран-лидеров выездного туристического потока Европейского Союза. 

Среди европейцев, принявших участие в исследовании, большинство никогда не посещали Россию (71%).

Наибольшая доля совершивших туристическую поездку в Россию — среди жителей постсоветских стран (49%). Это неудивительно: бывшие советские республики близки нашей стране территориально, культурно и исторически. Реже всех прочих посещают Россию южные и западные европейцы, территориально и культурно удаленные от нас (22%).

Среди основных негативных воспоминаний, связанных с посещением России, назывались неразвитая туристская инфраструктура, а также неприветливость россиян в отношении иностранных туристов и отсутствие уверенности в безопасности поездки.

Интерес к российскому направлению выражается не только в количестве тех, кто уже посетил нашу страну как турист, но и в числе планирующих сделать это в ближайшее время. Почти треть европейцев задумывается о посещении России в ближайшие пару лет.

Читайте также: Зарина Догузова: "Россия воспринимается в мире, как небезопасное направление для путешествий"

Жители Западной Европы рассматривают Россию для туристического отдыха реже, чем все остальные европейцы: только 22% из них задумываются о поездке в нашу страну в ближайшие 1–2 года. Чаще всего поездку в Россию планируют жители наиболее близких нам территориально постсоветских (48%) и восточноевропейских стран (37%).

Согласно мнению опрошенных европейцев, помимо проблем со стоимостью и транспортными условиями поездки, барьерами к посещению России также является отсутствие информации о ней как о туристском направлении.

Выводы и рекомендации

Имидж России как туристского направления среди жителей европейских стран создается скорее стихийно. Не существует единой скоординированной программы по повышению привлекательности российского региона для европейской целевой аудитории. Треть жителей Европы задумываются о посещении России в ближайшее время. Из них можно выделить две целевые аудитории, которые представляют собой европейцев с наибольшим потенциалом к посещению России в качестве туристов.

Первая – европейцы старшего поколения из стран Северной Европы, которые чаще других путешествуют и обладают высоким уровнем дохода. Для повышения интереса этой группы европейцев требуются дополнительные условия комфорта и безопасности.

Вторая – европейская молодежь (люди 18-34 лет): молодые люди чаще планируют поездку в Россию, потому что наша страна ассоциируется у них с рискованным и необычным туризмом. Однако они реже пожилых людей осуществляют такие поездки в реальности. Это может быть связано с финансовыми и временными затратами, которые ассоциируются с поездкой в Россию.

Те европейцы, которые не включают Россию в план поездок на ближайшее время, в первую очередь объясняют это тем, что почти ничего не знают о туристских достопримечательностях нашей страны и о ее туристской инфраструктуре в целом. Также европейцев удерживают от путешествия в Россию дороговизна, сложность визовых процедур и не самая высокая по сравнению с другими направлениями (куда можно съездить на выходные) транспортная доступность. 

Учитывая наличие у иностранных туристов значительного числа предубеждений о туризме в России (стереотипов о менталитете россиян, негативного восприятия политического имиджа страны, ее небезопасности), а также отсутствие актуальной информации о ресурсах для ознакомления с возможностями, направлениями, условиями совершения путешествия в Россию, необходимо создать и развивать концепцию туристского имиджа России, который будет транслироваться среди основных целевых аудиторий.


Рейтинги, касающиеся вопросов безопасности туристических направлений всерьез воспринимаются иностранными гражданами – потенциальными туристами и оказывают значительное влияние на туристические потоки даже внутри нашей страны, не говоря уже о въездном туризме. 

Поэтому большинство экспертов в туристическом сообществе считают целесообразным не только создание привлекательного образа нашей страны и грамотного маркетинга за рубежом, как предлагают разработчики данного исследования, но и создание в России полноценной государственной системы обеспечения безопасности туризма! 

Для этого необходимо наделить соответствующими полномочиями в сфере безопасности один из федеральных органов исполнительной власти, который будет защищать репутацию туристского потенциала страны и ее отдельных регионов в отечественных и зарубежных СМИ, дезавуировать попытки распространения недостоверной информации и ввода в заблуждение туристов с целью дискредитации и подрыва доверия к качеству и безопасности туризма в России!

Безопасность и защита туристов, уважение их достоинства являются непременным условием развития туризма в любой стране!