Соответствующее постановление опубликовано на сайте кабмина.

В пунктах 3 и 4 постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 г. № 1177 "Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 52, ст. 7174; 2018, № 33, ст. 5433; 2020, № 11, ст. 1549) цифры "2020" заменить цифрами "2021", - говорится в документе.

Также транспортные компании получили отсрочку по установке системы ГЛОНАСС до 31 мая 2021 года. 

По мнению экспертов отрасли возрастной ценз автобуса критического и прямого влияния на безопасность перевозок детей не имеет. Техническое состояние автобуса должно быть в приоритете. А перенос сроков только оттягивает необходимое решение проблемы.


Суть вопроса

Ранее Правительство РФ ограничило возраст автобусов для детских перевозок десятью годами после ряда резонансных ДТП. Эта норма была введена постановлением от 17 декабря 2013 г. N1177, но с тех пор ее вступление в силу регулярно переносилось из-за неоднократных протестов туристической отрасли. Как считают представители турбизнеса, в России, особенно в регионах, нет достаточного числа «молодых» автобусов, а значит, уход с рынка машин старше 10 лет приведет к коллапсу детского экскурсионного туризма и в целом перевозок школьных групп с любыми целями.

И что в итоге?

А в итоге, даже не смотря на то, что в очередной раз срок перенесли еще на год, все прекрасно понимают, что для выполнения требований Постановления Правительства РФ нужно будет в эти сроки найти средства, запланировать и провести закупочные процедуры, заводы-изготовители должны поставить автобусы и т. п. А тут еще и пандемия и экономические проблемы.... По мнению туроператоров запрет на автобусы старше десяти лет совсем не поможет развитию детского туризма, а скорее наоборот.

НОВЫй проект 

В этой связи, учитывая мнения большинства представителей отрасли, Минэкономразвития России, совместно с другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (в частности с Минтрансом России) и профильными организациями - членами Рабочей группы "Безопасность в сфере туризма" подготовили еще один проект постановления об изменениях в правила, которым предлагается не применять требование о возрастном цензе для автобусов категории М3, предусмотренной техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств". 

Основным условием безопасной эксплуатации автобуса является его техническое состояние, для этого транспортные средства должны регулярно проходить техосмотр. Норма по регулированию возраста приводит к сокращению автопарка, подходящего для перевозки, что сказывается на стоимости услуг. Как следствие, происходит существенное сокращение количества детских экскурсий и туристических поездок. Избыточное регулирование не должно приводить к ограничению возможностей для отдыха детей.

Как уточняется в пояснительной записке к документу, при использовании для туристско-экскурсионных перевозок автобусы стоимостью от 10 до 30 млн рублей имеют годовой пробег не более 45-50 тысяч км и к 10 годам их суммарный пробег редко превышает 500 тысяч километров, а при полноценном техническом обслуживании это менее половины ресурса, причем даже не общего, а до капитального ремонта агрегатов.  

Использование комфортабельного туристского автобуса за 10-летний период невыгодно для организаций, осуществляющих деятельность в сфере детского туризма, что в свою очередь влечет увеличение стоимости турпродукта в сфере детского туризма. Таким образом, данная норма является избыточной и способствует возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской деятельности и может привести к росту аварийности и к ухудшению безопасности детских перевозок, поскольку владельцы автобусов перед наступлением "предельного" срока эксплуатации перестанут обслуживать и ремонтировать свои автобусы.

Члены Рабочей группы "Безопасность в сфере туризма" продолжат работу по сопровождению данного проекта для внесения его в Правительство РФ.

Очередное заседание Рабочей группы, посвященное безопасному детскому отдыху состоялось 28 апреля 2020 года. Подробнее об этом >