Рекомендации для авиационной отрасли опубликованы на официальном сайте Роспотребнадзора.

"При продаже билетов следует руководствоваться принципом социального дистанцирования при заполнении салона самолета (количество пассажиров, перевозимых на воздушном судне, не должно превышать 50% от общего количества посадочных мест)", — говорится в Рекомендациях.

Кроме того, на этапе регистрации на рейс нужно "исключить рассадку пассажиров на посадочные места, расположенные в непосредственной близости друг к другу". Отмечается, что "непосредственной близостью" считается также расположение двух кресел непосредственно одно за другим. Таким образом, рядом с пассажиром не должно быть других пассажиров сбоку, на таком же кресле на ряд впереди и на ряд позади.

На борту каждого воздушного судна должен быть запас масок и перчаток на каждого члена экипажа и пассажира, причем с учетом длительности полета и необходимости менять маски каждые три часа. Перед входом на борт пассажирам предложат обработать руки антисептиком и при необходимости выдадут маску и перчатки.

Бортпроводники должны быть в масках и перчатках в течение всего полета, своевременно их менять, мыть руки, обрабатывать кожу антисептиками и соблюдать меры личной гигиены. Перед каждым рейсом весь экипаж должен проходить проверку температуры тела, членов экипажа с высокой температурой или признаками инфекционного заболевания к полету не допустят. После полета экипажи будут размещаться на отдых в гостиницах так, чтобы исключить лишние контакты.

Всем пассажирам еду в полете будут давать только в одноразовой посуде. Использованную посуду выбросят только после дезинфекции. Бортпроводники также будут отдельно собирать в пластиковые пакеты использованные маски и перчатки.

Салон воздушного судна будет тщательно дезинфицироваться, особое внимание должно быть уделено поверхностям, которых часто касаются пассажиры — это поручни, перила, ручки, выключатели. Кухни и туалеты будут дезинфицировать каждые два часа.


Рекомендации, скачать >


Однако, Минтранс России не видит целесообразности во введении социального дистанцирования за счет пустых кресел в самолетах, поскольку это приведет к скачку цен на билеты, заявил глава ведомства Евгений Дитрих.

"Мы сколько раз уже говорили в отношении социального дистанцирования как минимум на воздушном транспорте. Если рассадить с таким уровнем социального дистанцирования людей в самолете, то билет будет стоить где-то к 70 тыс. рублей, даже самый минимальный. То есть постоянные затраты на обслуживание рейса, самолета, топливо, экипаж, наземное обслуживание — они на самом деле на сегодняшний момент просто колоссальны. Авиаторы нам рассказывают, что 72-75%-ная загрузка воздушного судна есть необходимый уровень рентабельности, и там социальную дистанцию никак (не ввести)", сказал министр в ходе выездной проверки работы столичных железнодорожных вокзалов, аэропортов и автовокзалов.

По его словам, зарубежный опыт показывает, что большинство авиакомпаний, которые начали применять режим социального дистанцирования в условиях пандемии COVID-19, уже стали отказываться от него. В частности, от этой практики ушли казахстанские перевозчики, сообщает Интерфакс.

Большинство авиакомпаний, сказал Дитрих, сейчас используют режим социального дистанцирования "по возможности, если загрузка не очень велика".

"Это определенного рода баланс. Можно каждого одеть в костюм химзащиты, противогаз, и это точно будет безопасно. Только в таком виде никто никуда не поедет. Везде существует баланс между необходимым уровнем защиты пассажира и тем, насколько ему экономически выгодна перевозка", — сказал Евгений Дитрих.

"Самое, пожалуй, важное в этом во всем — не то, что транспорту это удобно, транспорт комфортно работает. Самое важное, что и наш пассажир тоже в этом смысле приобретает необходимые элементы безопасности. Мы разговаривали с коллегами из Роспотребнадзора, и их мнение предварительное состоит в том, что если все без исключения будут использовать маски на транспорте, риск того, то вирус будет распространяться, ничтожно мал. Перчатки, которые позволяют людям не трогать глаза, лицо — в перчатках это просто неприятно делать — они тоже в этом смысле защищают. Это минимально необходимый уровень защиты, который даст безопасность", — добавил министр.

"С этой точки зрения очень важны и мероприятия по дезинфекции транспортных средств. Очень важны мероприятия по своевременной оперативной замене фильтров, которые обеспечивают циркуляцию воздуха. Когда летит самолет, фильтры обеспечивают чистоту воздуха практически как в медицинских операционных. С этой точки зрения, конечно, потенциальная возможность для распространения вируса в этих условиях минимальна", заключил он.


Доля авиаперевозки в стоимости турпродукта иногда достигает и даже превышает 30-40%!

А смогут ли потенциальные туристы позволить себе оплатить рекомендуемые меры безопасности?

Турист и его бюджет - вот решающий фактор в этой дискуссии. Конечно, безопасность - это главное. Но и доводить это до абсурда смысла нет никакого.

Где этот баланс между требуемым и достаточным, разумным и необходимым?  

А что думают туроператоры и турагенты?

Именно они являются проводниками чаяний и запросов туристов, именно они могут оценить обоснованность и доступность авиаперевозок для туризма.