Этот вопрос был обсужден на заседании Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности региона, которое провел исполняющий обязанности Главы Республики Коми.

Ежегодно на контроле Главного Управления МЧС России по Республике Коми находятся более 500 туристических групп. Все они проходят регистрацию в Главном управлении или в аварийно-спасательных формированиях. Информировать территориальный орган МЧС о маршрутах передвижения, составе и оснащенности группы туристы и туристические фирмы обязаны за 10 рабочих дней до начала похода.

Между тем, как отметили представители Главного Управления МЧС России по Республике Коми, не все любители путешествий законопослушны, несчастные случаи с незарегистрированными группами происходят регулярно. Отсутствие у спасателей информации о таких группах значительно осложняет проведение поисково-спасательных и санитарных операций.

«В этом году желающих отправиться в дальние походы, скорее всего, будет больше, - заявил Владимир Уйба. -  Туристы и туристические организации должны знать, что группам необходимо регистрироваться в МЧС. В противном случае, необходимо запретить группам выходить на маршрут».  

Владимир Уйба поручил региональному Министерству культуры, архивного дела и туризма проработать совместно с Главным Управлением МЧС России по Республике Коми предложения по внесению изменений в федеральное законодательство, предусматривающих введение ответственности туристов и фирм, оказывающих услуги в сфере занятия активными видами туризма, за невыполнение требований по регистрации и обеспечению безопасности людей.


Несомненно, решить вопрос введения ответственности туристов за выход на маршрут без регистрации и организаторов маршрутов, связанным с повышенным риском для жизни, причинением вреда здоровью туристов (экскурсантов) и их имуществу это очень важно.

Но эта проблема намного шире (если относиться к ее решению комплексно) и нюансов тут несколько.

Учитывая, что данное направление туризма связано с повышенными факторами риска и травмоопасности, оно предполагает с одной стороны определенный уровень подготовки самих туристов, с другой стороны - предъявляет повышенные требования к обеспечению безопасности инфраструктуры, экипировки и снаряжения, технических средств и к подготовке персонала, в том числе к гидам, инструкторам-проводникам и т.д. Кстати, так называемые "серые" гиды один из больных вопросов активного туризма. Однако, прежде всего необходимо уделить внимание нормативному правовому регулированию отрасли, где в настоящее время не все гладко.

Так, один из вопросов, требующих решения, это вопрос разделения понятий активный и экстремальный туризм.

С активным туризмом определенность присутствует (термин установлен приказом МЧС России от 30.01.2019 N 42), а также существует инициатива Минэкономразвития РФ в виде законопроекта, вносящего изменения в закон "Об основах туристской деятельности".  Министерство хочет ввести в закон более подробную классификацию видов туризма. Помимо более общих категорий въездного, выездного и внутреннего туризма вводятся понятия 13 видов туризма, в том числе предлагается и определение активного туризма. Подробнее об этом >

А вот экстремальный туризм остается пока сиротой, хотя инициативы ранее выдвигались группой депутатов Госдумы РФ.

Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2017 г. № 252 “О некоторых вопросах обеспечения безопасности туризма в Российской Федерации” определены организаторы маршрутов для активного туризма - это "...организации и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в сфере занятия активными видами туризма", однако требования к подготовке и компетенциям таких организаций, в том числе в сфере безопасности активного туризма не установлены, не установлена также и их ответственность. 

Также в документе идет речь о маршрутах по труднодоступной местности, водным, горным, спелеологическим и другим объектам, связанным с повышенным риском для жизни. Тут сразу несколько вопросов: что считать повышенным риском для жизни? Как категорируются маршруты? Кто ведет их учет? Кто должен и как информировать туристов о них и их особенностях с целью оценки их опасности? 

До насоящего времени не определено - должны ли несовершеннолетние туристы получать согласие от родителей для самостоятельного участия в походе? А ведь такая возможность (самостоятельного участия) предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2017 г. № 252 “О некоторых вопросах обеспечения безопасности туризма в Российской Федерации”.

Также выглядит необоснованным срок 10 дней (до начала путешествия) для информирования территориальных органов МЧС России по соответствующему субъекту РФ о маршрутах передвижения.

Почему 10 дней? А если туристы самостоятельной группой решили пройти даже по другому маршруту - получается у них заявку не примут и помощь не окажут? Весьма спорное положение, корректировку которого Ассоциация "Безопасность туризма" будет добиваться в ближайшее время.
 
Весьма важно установить обязательный (минимальный) перечнь снаряжения для активного туризма (аптечка, связь, навигация, питание и пр.)

В этой связи Ассоциацией "Безопасность туризма" был сформирован перечень предложений, который включен в резолюцию круглого стола  «Активный туризм в России: состояние отрасли и перспективы развития», проведенного Общественной палатой Российской Федерации.

Предложения: 

1. Юридически закрепить понятие «активный туризм» и «экстремальный туризм».

2. Регламентировать порядок:

  • отнесения маршрутов к маршрутам, связанным с повышенным риском для жизни, причинением вреда здоровью туристов (экскурсантов) и их имуществу; 
  • формирования и опубликования реестров таких маршрутов, их оснащение и обеспечение навигацией.

3. Определить требования и ответственность к организаторам маршрутов, связанным с повышенным риском для жизни, причинением вреда здоровью туристов (экскурсантов) и их имуществу.

4. Ввести ответственность за выход (вывод) туристов на маршрут без уведомления МЧС России.

5. Установить минимальные требования к оснащению оборудованием и снаряжением групп туристов перед выходом на маршрут, связанным с повышенным риском для жизни, причинением вреда здоровью туристов (экскурсантов) и их имуществу.

6. Регламентировать особенности выхода несовершеннолетних на маршрут, связанный с повышенным риском для жизни, причинением вреда здоровью туристов (экскурсантов) и их имуществу.


Ваши мнения и предложения вы можете оставить на данной странице в поле "комментарии" или направить на адрес [email protected]