"Наше законодательство, в том числе акты высшей юридической силы, всегда были ориентированы на выездной туризм, частично на въездной, но практически никак не были сориентированы на внутренний. И инфраструктура слабая была, и потребности людей были больше направлены на поездки за границу. Сейчас ситуация изменилась, и нам абсолютно необходимо этот закон переработать и с точки зрения того, чтобы он был лучше обращен в сторону внутреннего туризма, и осовременить его. И вот это, на мой взгляд, важнейшая задача", — заявил он в среду в ходе онлайн совещания о мерах по развитию внутреннего туризма и поддержке туротрасли.

По мнению Медведева, передача Ростуризма в прямое подчинение правительства из Минэкономразвития создает для Ростуризма дополнительные возможности регулирования отрасли.

"Это превращение Ростуризма в орган, который может самостоятельно формировать политику уже не внутри министерства, и который наделен правом нормотворчества. Это создает для Ростуризма дополнительные возможности регулирования. Это не означает, что будет просто, ведь есть много других ведомств со своей позицией, но, тем не менее, хотя бы есть структура, которая может проводить эту политику в качестве самостоятельного органа власти", — сказал глава "ЕР".

Глава Ростуризма Зарина Догузова также отметила, что законодательство в туризме нуждается в актуализации. "Закон о туризме писался много лет назад, и последние годы мы занимались его латанием. Нам предстоит большая работа по его актуализации. Он заточен под выездной туризм, в меньшей степени сосредоточен на въездном и внутреннем. У нас после указа президента появились полномочия законодательные, нормотворческие, и мы очень плотно возьмемся за этот блок работы", — сказала она.

Секретарь Генсовета "Единой России" Андрей Турчак, в свою очередь, сообщил, что партия готова вместе с Ростуризмом переработать 132 федеральный закон о туристской деятельности и представить предложения по поправкам на осенней сессии Госдумы.


Эксперты отрасли давно говорят о необходимости переработки ФЗ-132 «Об основах организации туристской деятельности в РФ», что несомненно будет способствовать совершенствованию деятельности в сфере развития туризма и повышению конкурентоспособности Российской Федерации на глобальных туристических рынках.

Однако, при работе над новой редакцией закона не стоит забывать, что в качестве базовой потребности туристов и одного из важнейших условий развития туризма является его безопасность. Это отражено в решениях и рекомендациях ЮНВТО, закреплено в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (Глава №14, утв. распоряжением Правительства России от 20 сентября 2019 года №2129-р).

На сегодняшний день статьей 3.1. ФЗ-132 «Об основах организации туристской деятельности в РФ» обеспечение безопасности туризма отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти Российской Федерации в сфере туризма. Со стороны ЮНВТО, ещё в 1996 году, были даны рекомендации национальным правительствам стран-членов организации определить орган, ответственный за координацию и контроль в сфере обеспечения безопасности туризма.

Однако в Российской Федерации полномочие в сфере безопасности туризма должным образом не было закреплено, соответствующий орган государственной власти, ответственный за обеспечение безопасности туризма в Российской Федерации определён не был! В действующем положении о Ростуризме речь идет только о безопасности выездного туризма.

Некоторые ошибочно считали и считают, что безопасность в сфере туризма - это компетенция и ответственность исключительно правоохранительных и контрольно-надзорных органов. Это соответствует действительности лишь отчасти.

Для туристической отрасли безопасность - многогранная задача, охватывающая практически все аспекты туристской деятельности.

Она в различных вариациях входит в компетенцию одновременно множества федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, местного самоуправления, владельцев объектов и туристских территорий, а также различных профессиональных объединений, союзов и ассоциаций. Это ставит на повестку необходимость организации их четкого межведомственного взаимодействия, координации, информационного обмена и контроля.

В Российской Федерации на сегодня отсутствует федеральный орган, ответственный за реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере безопасности туризма, а также за координацию, осуществление федерального государственно контроля (надзора) в этой сфере.

Отрасль «безопасность туризма» оказалась без государственного регулятора, что не способствует системной и комплексной деятельности в данной сфере, повышению её конкурентоспособности на глобальных туристических рынках.  А по показателю «безопасность туризма» Российская Федерация до недавнего времени находилась в мировых рейтингах в 3-ей группе стран (из 4-ёх), на уровне Нигера, Гаити, Гондураса и Бурунди.

В этой связи, и в целях совершенствования государственной политики, нормативного правового регулирования в сфере безопасности туризма Ассоциация "Безопасность туризма" направила вице-премьеру Дмитрию Чернышенко предложения о закреплении за Ростуризмом соответствующих полномочий по безопасности туризма, в том числе в части координации и контроля в соответствии с действующим законодательством в сфере туризма и Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2020 года №372.