Новые тренды: отмена виз, сертификация и безопасность в туризме

Новая стратегия

Минэкономразвития предлагает сформировать новую стратегию развития туризма Российской Федерации на период до 2035 года, которая определит целевую модель туристского рынка.

В рамках данной стратегии планируется разработать систему туристических продуктов, повысить уровень предоставляемых услуг в стране, а также снять барьеры, ограничивающие спрос и затрудняющие внутренний и въездной туризм.  

Ведомство изучило опыт зарубежных стран по привлечению туристов и сделало любопытные выводы. В распоряжении СМИ попало письмо ведомства с предложениями по созданию условий для притока в страну иностранных туристов. Они будут обсуждаться на совещании с участием туроператоров въездного туризма и общественных организаций 24 сентября. Свои мысли и предложения на этот счет ведомство уже сформулировало в проекте программы «Экспорт услуг» на период до 2025 года.

Минэкономразвития отмечает: первое, что позволяет добиться существенного притока туристов, – отказ от требования получения визы. «Необходимо подготовить план действий по переходу на безвизовый режим с приоритетными странами», – говорится в письме министерства. Список достаточно большой: почти вся Европа, страны Персидского залива, африканские государства (Египет, Тунис, Алжир, Марокко, Нигерия, Эфиопия, Ангола, Кения и др.), Китай, Индия, Мексика, Коста-Рика, Япония и Южная Корея, Монголия, Австралия и Новая Зеландия, Турция, Иран, Грузия, Израиль.

Фатальная оговорка

Тот факт, что в перечне оказались страны ЕС, можно было бы назвать прорывом в области въездного туризма, ведь именно эти государства считаются главными генераторами платежеспособного турпотока. «Было бы», так как на 12-й странице присутствует фатальная оговорка.

Согласно пункту 1.2.4 упрощение визового режима со странами из целевого перечня предполагается «с соблюдением принципа взаимности – путем достижения двусторонних договоренностей об упрощении визовых формальностей».

Для тех, кто не в курсе, – это один из ключевых тезисов нашей дипломатии. Особенно в отношениях с Западом, о чем неоднократно заявлял глава МИД РФ Сергей Лавров. Нет сомнений, что принцип будет соблюдаться, – в графе «Ответственный за результат» упрощения визового режима указан директор консульского департамента МИДа Иван Волынкин сообщает HotLine.Travel.

Эта оговорка убивает всю интригу

Получается, что, несмотря на все плюсы развития туризма, мультипликативный эффект и позитив мундиаля, в обозримом будущем туристы из Германии, Франции и других богатых стран не смогут вот так запросто махнуть к нам в Москву на выходные. А мы, соответственно, к ним. Но…

Сам факт того, что первыми в перечне целевых указаны именно страны ЕС, не может не радовать.

Прежняя ставка на китайских туристов, как показывает практика, имеет массу недостатков – китайцы едут, но денег в России почти не оставляют.

Сертификация в туризме

В ведомстве также считают необходимым создать национальную систему сертификации туристических объектов для улучшения качества предоставляемых услуг, выбрать приоритетные направления въездного турпотока. «На их продвижении должны быть сконцентрированы основные меры финансовой, информационной и промоутерской поддержки. Среди таких маршрутов необходимо назвать следующие: Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо, Серебряное кольцо, Шелковый путь, Волжский путь, Урал, Якутия, Бурятия, Калуга и др.», – добавляют в Минэкономразвития.

Это далеко не полный перечень задач и вопросов, которыми министерство намерено заняться вплотную. В целом на рынке поддерживают такой настрой ведомства. Однако не уверены, что все эти предложения будут реализованы. Сейчас часть из них выглядят популистскими. Например, позиция МИДа по вопросу отмены виз давно известна: такие меры могут быть приняты только на условиях взаимности.

Безопасность

Ассоциация «Безопасность туризма» приветствует и поддерживает данные решения – это отличный шанс развить туристскую инфраструктуру нашей страны. Однако, по мнению экспертов, именно на данном этапе есть возможность привлечь необходимые сейчас инвестиции и технологии, в том числе в сфере безопасности.

Ведь именно безопасность  сегодня, к сожалению, является серьезным сдерживающим фактором развития и инструментом манипулирования и воздействия на въездной поток туристов.

Так, по данным экспертов Всемирного экономического форума, по показателю «безопасность туризма» среди 200 стран Россия находится на 109 месте. А Государственным департаментом США наша страна по уровню безопасности туризма вообще включена в 3-ю группу стран (из четырех) наряду с Чадом, Нигером, Бурунди, Гаити и Гандурасом.


Причиной этого, по мнению большинства экспертов, является то, что до сих пор не исполнено законодательство об основах туристской деятельности. Ответственный федеральный орган государственной власти за безопасность туризма не определен. На сегодня нет госрегулятора, который бы координировал и контролировал деятельность по безопасности туризма, осуществлял нормативное правовое регулирование, организовывал межведомственное взаимодействие.

Ранее, на Минкультуры России, вопросы безопасности туризма не возложены были вообще! Частично, лишь применительно  к выездному туризму, вопросы безопасности туризма и помощи туристам возложены на Ростуризм. А системно и целенаправленно безопасностью внутреннего и въездного туризма в России на сегодня никто не занимается. Просто некому. 

А еще, отраслевым законом об основах туристской деятельности странным образом сформулированы полномочия региональных властей в сфере безопасности туризма! Они фактически ничего не вправе делать!? Хотя основная нагрузка и ответственность за развитие туризма возложена именно на них. Об этом красноречиво высказались руководители регионов на страницах  отраслевого специализированного журнала «Безопасность индустрии туризма».

В этой связи Ассоциация "Безопасность туризма" направила обращение в Правительство Российской Федерации о целесообразности наделения дополнительными полномочиями государственный орган (это может быть и Минэкономразвития или Ростуризм или какое- либо структурное подразделение ведомств) с целью разработки и реализации единой государственной политики в сфере безопасности туризма, координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере безопасности туризма, осуществление государственного контроля (надзора)  за исполнением законодательства в сфере безопасности туризма и пр.