Автоматическое пожаротушение в музеях - в нормах одно, а на практике другое. Почему и что делать?
В последнее время развернулась серьёзная дискуссия относительно оснащения музеев установками автоматического пожаротушения. Нет, не музея, в целом, да это и не требуется! Наиболее часто задаются вопросы относительно требований по оснащению установками пожаротушения помещений, где экспонируются музейные экспонаты.
На практике обеспечения пожарной безопасности применительно к музеям имеют место случаи смешения понятий «выставочный зал» и «экспозиционный зал». Это приводит к некорректной классификации экспозиционных залов по их функциональной пожарной опасности. При этом к ним предъявляются завышенные (на уровне выставочных залов) требования по оснащению установками автоматического пожаротушения, что представляется нецелесообразным, технологически сложным и затратным для исполнения. А применение в качестве огнетушащего вещества воды, растворов пенообразователей, порошков и аэрозолей (нормами это никак не ограничено) может причинить ещё больший ущерб, чем пожар.
Действующими нормативными документами (СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» и СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования») понятия «выставочный зал» и «экспозиционный зал» разделены, а требования к ним дифференцированы. Тем не менее, на практике нередко смешивают эти два понятия.
Доходит до абсурда, когда экспозиционные залы зачем-то пытаются оснащать установками автоматического пожаротушения?!
А по мнению экспертов - это колоссальные и совершенно бессмысленные затраты. Насчёт воды, раствора пенообразователя, огнетушащего порошка, аэрозолей всё понятно. Их применение в местах экспонирования музейных ценностей просто смерти подобно. Остаются только газовое пожаротушение и технология снижения концентрации кислорода в воздухе таких залов. А это колоссальные объёмы! Да и указанные выше СП 5.13130.2009 этого совершенно не требуют (обязательному оснащению автоматическим пожаротушением подлежат только хранилища музейных экспонатов. И это вполне понятно).
Что делать?
Дать четкие разъяснения органам госпожнадзора, госэкспертизы и стройнадзора, проектировщикам, владельцам и руководителям музейных объектов относительно того, что применительно к музеям правильнее речь вести об экспозиционных (а не выставочных) залах. Так как предназначение у этих залов разное. Выставочные залы конечной целью имеют продвижение и продажу различных товаров: от автомобилей, мебели, технологического и электротехнического оборудования, до продуктов питания, мехов, яхт и катеров. Удельная пожарная нагрузка у таких помещений, соответственно, другая, как правило, не сопоставимая с экспозиционными залами музеев.
Но… Есть нюанс.
Это прилегающие к экспозиционному залу помещения, в которых по статистике чаще всего и возникают различные нештатные ситуации? И как защитить музейные экспонаты от опасных факторов пожара в таких помещениях? Вот тут-то все усилия должны быть направлены на недопущение возникновения пожаров в смежных с залами помещениях, на автоматическое обнаружение и тушение пожаров в них и на исключение выхода продуктов горения и иных опасных факторов пожара и попадания в залы с экспонатами. Это и устройство противопожарных преград и конструкций, устройство противопожарных дверей, это защита наиболее ценных и подверженных наиболее высоким рискам экспонатов противопожарными шторами и другими защитными устройствами.
Но и здесь не всё так просто.
Так как музеи зачастую расположены в зданиях, являющихся объектами исторического и культурного наследия. И на них распространяются особые режими и процедуры согласований перепланировок и приспособления.
Действующее законодательство в сфере обеспечения пожарной безопасности (ФЗ-69 от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности») не учитывает этого. Оно не гармонизировано с законодательством в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) - ФЗ-73 от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»-далее ФЗ-73). Оснащение объектов современными системами и средствами противопожарной защиты возможно лишь в соответствии с процедурами и порядком, установленными ФЗ-73, и в рамках приспособления.
Поэтому, экспертами Комитета по пожарной безопасности Ассоциации «Безопасность туризма» предлагается дополнить статью 20 ФЗ-69 «О пожарной безопасности» пунктом девять следующего содержания:
«Особенности обеспечения пожарной безопасности объектов культурного наследия Российской Федерации, в том числе особенности применения требований пожарной безопасности (включая требования технических регламентов), устанавливаются Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ".
Хочется надеяться, что данные вопросы уже скоро станут предметом обсуждения в рамках работы экспертно-технического совета при Межведомственной рабочей группы по разработке и обеспечению системы безопасности музеев при Минкультуры России, а МЧС России услышит и поддержит данные предложения музейщиков.
30 июня 2020 года состоится on-line отраслевой семинар-практикум, посвященный возобновлению деятельности и особенностям обеспечения охраны и безопасности музеев в условиях сохранения рисков распространения COVID-19
Организаторы: Рабочая группа "Безопасности в сфере туризма" Координационного совета по развитию туризма при Правительстве Российской Федерации и Ассоциация «Безопасность туризма».
Участники: руководители и владельцы объектов туристского показа, в том числе музеев, музеев-заповедников и дворцово-парковых музеев; руководители и представители органов управления культурой и туризмом субъектов Российской Федерации; представители МВД России, Роспотребнадзора, Росгвардии, Ростуризма и иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти; руководители и эксперты профессиональных объединений, ассоциаций в сфере культуры, музейного дела и безопасности туризма.
Участие в семинаре -практикуме
для представителей федеральных органов исполнительной власти, руководителей и владельцев объектов туристского показа, в том числе музеев, представителей органов управления культурой и туризмом субъектов
Российской Федерации
БЕСПЛАТНОЕ!
Для участия в семинаре-практикуме направьте запрос
в свободной форме в Центральный аппарат Ассоциации "Безопасность туризма" на почту:
е-mail: [email protected]
Телефон для справок: +7 (495) 151 -82 -53 (многоканальный)
- Все комментарии (0)
- Комментировать