30 млрд рублей на обустройство пунктов пропуска через государственную границу РФ

Вопросы совершенствования системы государственного управления в области обустройства пунктов пропуска через государственную границу РФ обсуждались на коллегии Минтранса России, прошедшей 19 сентября.

Министр транспорта Евгений Дитрих отметил, что развитие международных транспортных коридоров и раскрытие транзитного потенциала России придает пунктам пропуска особое значение в связи с увеличением объемов экспорта транспортных услуг. Тем не менее, на сегодняшний день есть ряд проблемных вопросов в развитии пунктов пропуска, для решения которых требуется определить системные подходы, способные изменить сложившуюся ситуацию. Не менее важен и вопрос изменения самой системы госуправления, а именно распределения соответствующих полномочий Минтранса между подведомственными агентствами. При этом должны учитываться не только интересы граждан (в том числе туристов) и бизнеса, но и потребности государственных контрольных органов, работающих на пунктах пропуска.

Помимо этого, в целях увеличения пропускной способности пунктов пропуска, ускорения движения пассажиров (туристов) и грузов следует шире использовать современные информационные технологии.

Также предлагается передать функции и полномочия государственных заказчиков по выполнению работ по обустройству и эксплуатации пунктов пропуска, расположенных на транспортных объектах по видам международного сообщения, на уровень соответствующих отраслевых агентств Минтранса.

В качестве первого этапа предполагается передача Росавтодору полномочий госзаказчика по выполнению работ по обустройству и эксплуатации автомобильных, смешанных и пешеходных пунктов пропуска - всего порядка 160 пунктов. При этом все мероприятия по строительству и реконструкции данных пунктов пропуска, предусмотренные ФЦП "Госграница", будут реализованы ФГКУ Росгранстрой, в рамках доведенных лимитов бюджетных ассигнований.

Финансирование строительства, содержания и эксплуатации переданных пунктов пропуска предлагается за счет средств Федерального дорожного фонда. Предварительные затраты по нормативному содержанию и эксплуатации автомобильных, смешанных и пешеходных пунктов пропуска оцениваются в 3,4 млрд рублей, обустройство находящихся в неудовлетворительном состоянии пунктов пропуска – в 26,5 млрд рублей. Указанные мероприятия позволят дополнительно направить на содержание и эксплуатацию железнодорожных, морских и воздушных пунктов пропуска порядка 1,5 млрд рублей.

Централизация всех бюджетных ресурсов мероприятий по обустройству пунктов пропуска в рамках госпрограммы "Развитие транспортной системы" позволит предусматреть дополнительное финансирование работ в объеме около 30 млрд рублей.

Комментируя предложения по передаче соответствующих полномочий Росморречфлоту, глава агентства Юрий Цветков обратил внимание на необходимость соответствующего дополнительного финансирования, в том числе, за счет средств инвесторов, которые будут строить пункты пропуска. Заместитель руководителя Росавтодора Игорь Астахов отметил, что в агентстве функционирует рабочая группа, которая уже определила перечень нормативных правовых актов, в которые необходимо внести изменения. В случае оперативного внесения изменений Росавтодор будет готов принять соответствующие полномочия по 37 пунктам пропуска, расположенным на федеральных трассах.

На коллегии отмечалось, что для устранения основных причин низкой эффективности работ по обустройству пунктов пропуска предлагается пересмотреть действующие госпрограммы в части увязки финансирования с производственными циклами проектирования и строительства. Предлагается также продолжить развитие основных транспортных коридоров в рамках программы "Госграница" до 2021 года, повысить уровень контроля заказчика путем привлечения строительного контроля на объекты, определить единственного поставщика в части комплексного обустройства пунктов пропуска.

Уже ведется работа по определению приоритетов, в результате которой должны быть выявлены участки границ, на которых будут сконцентрированы основные усилия по строительству и реконструкции пунктов пропуска.

Евгений Дитрих поручил проработать вопрос организации временных пунктов пропуска в тех местах, где строительство по тем или иным причинам не завершено в запланированные сроки.

Со своей стороны, Росгранстрой представит предложения по рейтингованию пунктов пропуска в зависимости от степени важности, реализации системных оперативных мер и определения единственного поставщика. Также принято решение о создании межведомственной рабочей группы, которая займется решением указанных вопросов в формате еженедельных совещаний.


Подробнее о том, как повлияет развитие системы пунктов пропуска на туристический поток в Россию, какие современные информационные технологии планируется развивать с целью увеличения пропускной способности пунктов пропуска, ускорения движения пассажиров (туристов) и грузов, а также каким оборудованием (в том числе досмотровым) будут оснащаться временные пункты пропуска в тех местах, где строительство по тем или иным причинам не завершено в запланированные сроки мы планируем рассказать на страницах очередного номера журнала "Безопасность индустрии туризма".