Отменят также и действующие сегодня Правила аккредитации организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, классификацию горнолыжных трасс, классификацию пляжей
В России в рамках «регуляторной гильотины» упразднили ряд нормативных актов в сфере туризма.
С 1 января 2021 года перестанут действовать отдельные акты и положения, содержащие требования по контролю и надзору туристической отрасли. Это, в частности, постановления об утверждении правил оказания экстренной помощи туристам, о возмещении ущерба туристам из средств фонда персональной ответственности туроператора, а также об аккредитации организаций, ответственных за классификацию гостиниц, горнолыжных трасс и пляжей. "Гильотина" также не обошла мимо и Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2019 г. № 158 "Об утверждении Положения о классификации гостиниц".
До конца текущего года взамен отменённых норм будут приняты новые. Планируется, что они позволят обеспечать защиту прав туристов без избыточной нагрузки на бизнес.
Скачать Постановление об отмене >
Новый проект Положения о классификации гостиниц на «звездность» размещен госрегулятором на сайте обсуждения проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru.
По мнению многих экспертов в случае утверждения
проекта в предложенном виде вряд ли он будет соответствовать заявленным целям предоставления потребителям необходимой и достоверной информации и способствовать повышению конкурентоспособности гостиничных услуг.
В чем же суть этих сомнений?
Согласно статье 7 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300 - 1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) товар (работа, услуга) должен быть безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинять вред его имуществу. При этом требования безопасности являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Применительно к гостиницам такие (обязательные) требования в части пожарной безопасности установлены ФЗ-69 «О пожарной безопасности», ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Правилами противопожарного режима (утв. постановлением Правительства РФ №390 от 25 апреля 2012 года). В части антитеррористической защищенности требования установлены ФЗ-35 от 6 марта 2006 года «О противодействии терроризму» и постановлением Правительства РФ от 14 апреля 2017 года №447.
Во исполнение Закона о защите прав потребителей обязанностью изготовителя (исполнителя, продавца) является своевременное предоставление потребителю необходимой и достоверной информации, обеспечивающей возможность правильного, в том числе и с учетом безопасности, выбора услуги (гостиничные услуги- не исключение) -пункт 2 статьи 10 Закона о защите прав потребителей.
В этой связи эксперты считают, что сведения о соответствии гостиничных услуг (гостиницы) обязательным требованиям безопасности являются неотъемлемой и необходимой частью, предоставляемой потребителям информации посредством осуществления классификации и установления «звездности».
Рассматриваемый же проект Положения не отражает соответствие гостинцы и оказываемых в ней услуг обязательным требованиям безопасности и антитеррористической защищенности.
Почему?
В нём содержатся лишь отдельные, непонятно по какому принципу отобранные фрагментарные требования безопасности. При этом в формулировках использованы сленговые (ненормативные) понятия. В приложениях к Положению о классификации гостиниц содержатся требования, противоречащие действующему законодательству.
Такой подход представляется малообоснованным, не соответствующим не только законодательству, но и самому смыслу классификации гостиниц в части предоставления потребителям необходимой и достоверной информации о гостиничных услугах, условием оказания которых является безопасность для их жизни и здоровья, а также имущества и окружающей среды. А Положение после его утверждения может приводить к разночтениям, избыточным административным барьерам и конфликтным ситуациям при осуществлении процедур классификации.
Каков выход?
Есть два решения.
1. Вместо бессистемно отобранных, некорректных с правовой точки зрения и ничего не значащих, в конечном итоге, отдельных требований безопасности и их фрагментов пойти по пути включения в проект Положения (в его приложения) всех требований безопасности для последующей проверки и оценки степени их исполнения аккредитованными организациями. Но этот путь чрезмерно громоздкий и затратный, предполагающий возложение на аккредитованные организации несвойственных функций контрольно-надзорных органов.
2. В качестве обязательного условия классификации и определения категории гостиницы на звёздность предусмотреть наличие подтверждения соответствия заявителя (гостиницы) требованиям безопасности и антитеррористической защищенности, исключив из проекта Положения отдельные требования по безопасности и их фрагменты. Такой подход не предполагает дополнительной нагрузки на гостиницы (эти требования и без классификации подлежат исполнению) и исключит исполнение аккредитованными организациями несвойственных им функций в сфере безопасности.