Его выступление касалось особенностей государственной экспертизы проектной документации в части пожарной безопасности объектов культурного наследия и наиболее часто выявляемых недостатков.

Что касается применения СТУ в проектах, то Александр Красавин высказал особе мнение.

«На практике количество объектов культурного наследия с представляемыми на экспертизу проектами, содержащими СТУ просто очень велико. Многие могут со мной не согласиться, но это не нормальная ситуация. Этот механизм не должен существовать в таком виде как сейчас. И это не всегда выход при прохождении экспертизы», - обратил внимание участников спикер.

Подробнее об итогах мероприятия  и выступлениях других спикеров>

Еще одна проблема, на которую обратил внимание докладчик, это то, что сами компенсирующие мероприятия, устанавливаемые в специальных технических условиях, не всегда бывает возможно реализовать. Например, под большим вопросом оказывается устройство современных строительных конструкций с нормируемым пределом огнестойкости и классом конструктивной пожарной опасности без учета наличия на объекте культурного наследия сгораемых конструкций и материалов отделки, имеющих охранный статус. Также возникают сложности с сооружением новых противопожарных стен и перекрытий 1 типа без обеспечения требуемых пределов огнестойкости конструкций, на которые они опираются, и при наличии охранного статуса для архитектурно-планировочных решений, с установкой дополнительных систем противодымной защиты и автоматического пожаротушения при недопустимости затрагивания конструкций объекта и так далее. 

К числу предложений, направленных на упрощение процесса подготовки проектной документации и сокращение количества разрабатываемых СТУ можно отнести оптимизацию обязательного перечня к Техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений, предусматривающую исключение из него требований пожарной безопасности, направленных на обеспечение своевременной эвакуации людей. Это позволит для значительного количества объектов культурного наследия обходиться без разработки специальных технических условий, обосновывая соответствие объемно-планировочных решений в части устройства эвакуационных путей и выходов требованиям пожарной безопасности, используя утвержденную методику оценки пожарного риска. 

«Однако полностью прекратить использование данного механизма узаконивания нестандартных решений в ближайшей перспективе вряд ли удастся. Поэтому при разработке специальных технических условий на объекты культурного наследия необходимо особенно внимательно и аккуратно, с ювелирной точностью, подходить к установлению соответствующих требований и мероприятий. Для этого требуется совместная работа над проектом СТУ специалистов разных направлений при полной координации такой работы со стороны генеральной проектной организации. Такой подход позволит более квалифицированно разработать СТУ, учитывающие все особенности ОКН. Активное вовлечение заказчика в данный процесс, равно как и участие экспертов на стадии формирования задания на проектирование также станут залогом корректно подготовленного нормативного документа», - подчеркнул представитель Главгосэкспертизы России. 

Наконец, разрабатывая требования к противопожарной защите объектов культурного наследия, следует изучать прошлый опыт и положения, содержащиеся в том числе в Правилах пожарной безопасности для учреждений культуры Российской Федерации ВППБ 13-01-94. Данные правила учитывали специфические особенности объектов культуры и, в частности, объектов культурного наследия, и были согласованы Главным управлением Государственной противопожарной службы МВД России. Их использование также позволит, учитывая технологические особенности, предусматривать в проектной документации эффективные решения по обеспечению пожарной безопасности таких объектов и оптимизировать затраты на их реализацию.

Подробнее об итогах мероприятия  и выступлениях других спикеров>