Борис Пайкин: "Программные документы в сфере туризма принимают не вовремя, и они не в полной мере соотносятся друг с другом"

По его словам, действующий  закон о туризме был принят в 1996 году, и сегодня он «размыт» многочисленными поправками и подзаконными нормативными актами. Кроме того, он не учитывает цифровизацию всех сфер экономики и новые задачи по развитию внутреннего туризма. «Программные документы в сфере туризма (целевые и государственные программы, стратегии, концепции) принимают не вовремя, и они не в полной мере соотносятся друг с другом, — сказал Борис Пайкин. - Всё это свидетельствует о необходимости принятия нового базового закона. Его разработкой комитет займётся осенью».

Сейчас формируется рабочая группа по разработке документа, в которую войдут представители Ростуризма, Роспотребнадзора, профильных министерств, комитетов Госдумы и Совета Федерации, представители регионов и эксперты.

Ранее о необходимости подготовки нового закона о туризме заявила вице-спикер Госдумы Ирина Яровая.


Члены Рабочей группы «Безопасность в сфере туризма» Координационного совета по развитию туризма при Правительстве Российской Федерации и Ассоциации «Безопасность туризма» поддерживает инициативу по разработке нового закона. Вместе с тем при подготовке законопроекта следует учесть вопросы безопасности туризма. Для туристической отрасли безопасность - многогранная задача, охватывающая практически все аспекты туристской деятельности, а в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года безопасности туризма посвящена отдельная глава (№14). 

Безопасноость в различных вариациях входит в компетенцию сразу множества федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов РФ, местного самоуправления, владельцев объектов и территорий, а также различных профессиональных объединений, союзов и ассоциаций. Это ставит на повестку необходимость организации их четкого межведомственного взаимодействия и информационного обмена. При этом важны согласованность действий всех вовлеченных в этот процесс структур, их координация и контроль, чего на сегодня, зачастую, не наблюдается. 

И вот почему. Действующим законодательством (статья 3.1. ФЗ-132 «Об основах организации туристской деятельности в РФ»)  обеспечение безопасности туризма отнесено к полномочиям федеральных органов государственной власти РФ в сфере туризма. Однако, данное полномочие должного закрепление не нашло, закон в этой части до настоящего времени не исполнен! В положении о Ростуризме речь идет только о безопасности выездного туризма.

Иными словами, в Российской Федерации на сегодня отсутствует федеральный орган, ответственный за реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере безопасности туризма, а также за координацию, осуществление федерального государственно контроля (надзора) в этой сфере и т. д. Отрасль «безопасность туризма» оказалась без государственного регулятора, что не способствует системной и комплексной деятельности в данной сфере.  

С целью решения данного вопроса, представляется целесообразным наделить Ростуризм полномочиям по координации и контролю в сфере безопасности туризма.  

Данная инициатива была озвучена Президентом Ассоциации "Безопасность туризма" еще 6 марта 2018 г., в Госдуме РФ в рамках парламентских слушаний «Правовые и организационные вопросы устойчивого развития внутреннего, въездного туризма в Российской Федерации».

Предложения также направлены заместителю Председателя Правительства Российской Федерации  Д.Н. Чернышенко.