23 июля 2020 года состоялся семинар-практикум «О возобновлении деятельности и обеспечении безопасности объектов спорта в условиях рисков Covid-19».

В работе семинара приняли участие свыше 1300 человек, включая представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, в том числе МВД России, органов управления в сфере физической культуры и спорта субъектов РФ, организаторов официальных спортивных соревнований и владельцев спортивных сооружений. 

В ходе обсуждения проблемных вопросов участниками отмечены противоречия между отдельными положениями «Требований к отдельным объектам инфраструктуры мест проведения официальных спортивных соревнований и техническому оснащению стадионов для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности» - далее Требования к техническому оснащению стадионов,- (утв. приказом МВД России от 17 ноября 2015 года №1092) и «Правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований» - далее «Правила поведения зрителей»,- (утв. постановлением Правительства России от 16 декабря 2013 года №1156). 

Суть вопроса

Так, согласно Правилам поведения зрителей (пункт 5 «м») установлен целый перечень запрещённых к проносу в место проведения официального спортивного соревнования предметов, веществ и материалов. Среди них оружие любого типа и боеприпасы, колющие или режущие предметы, ядовитые, отравляющие и едко пахнущие вещества, радиоактивные материалы, огнеопасные предметы и др. И, что немаловажно, этот запрет распространяется на все (!) объекты спорта, где проводятся официальные спортивные мероприятия (то есть мероприятия, которые включены в Единый календарный план). 

Исходя из этого, утвержденными МВД России «Требованиями к техническому оснащению стадионов» предусмотрен соответствующий набор технических средств досмотра, которые должны позволить обеспечить выявление запрещенных к проносу (провозу) на территорию объектов спортивной инфраструктуры предметов, веществ и материалов.

Однако, при этом Приложением №1 к указанным Требованиям, оснащение техническими средствами досмотра из этого набора весьма ограничено и является обязательным лишь избирательно. Что вызывает серьёзные сомнения. 

К примеру, средством для обнаружения взрывчатых веществ в обязательном порядке оснащаются объекты проведения официальных спортивных мероприятий с планируемым числом зрителей лишь от 15 тысяч и более. Индикатор опасных жидкостей и средство радиационного контроля почему-то обязательны только в случаях планируемого числа зрителей 40 тысяч и более (!?). 

И это при том, что Правила поведения зрителей, в том числе в части запрета на пронос указанных выше предметов, веществ и материалов, распространяются на все объекты проведения официальных спортивных мероприятий. А согласно Требованиям к антитеррористической защищенности объектов спорта (утв. постановлением Правительства РФ от 6 марта 2015 г. N 202) к первой (самой высокой) категории опасности отнесены объекты спорта, в результате совершения террористического акта на котором прогнозируемое количество пострадавших составит более 500 человек!

      На практике это приводит к разночтениям, вводит в заблуждение проектировщиков, порождает конфликтные ситуации при прохождении государственной экс-пертизы и создаёт проблемы при работе создаваемых штабов (комиссий).

В этой связи Рабочая группа «Безопасность в сфере туризма»  направила обращение Члену Координационного совета по развитию туризма в РФ, первому заместителю министра внутренних дел РФ А.В. Горовому с просьбой  рассмотреть изложенные замечания и привести  Требования к техническому оснащению стадионов в части оснащения техническими средствами досмотра в соответствие с требованиями и запретами, содержащимися в Правилах поведения зрителей.