Справедливости ради необходимо отметить, что большенство полномочий перешло Ростуризму по наследству от Минэкономразвития РФ.

Проект Положения опубликован для обсуждения на официальном портале Правительства РФ. Внести свои предложения можно еще до 26 августа 2020 года.

Как следует из проекта постановления признаются утратившими силу действующие нормативы, регулирующие деятельность Ростуризма. Также документ разрешит ведомству "иметь до 5 заместителей руководителя (сейчас у главы Ростуризма два заместителя), в том числе одного статс-секретаря – заместителя руководителя, и в пределах установленной численности и фонда оплаты труда работников иметь в составе центрального аппарата до 11 управлений по основным направлениям деятельности агентства.

Теперь Ростуризм является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере туризма и туристской деятельности, по координации деятельности по реализации приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в Российской Федерации, по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, в установленной сфере деятельности, а также правоприменительные функции в сфере туризма, туристской деятельности.

Также на агентство возложен федеральный государственный контроль за деятельностью аккредитованных организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, классификацию горнолыжных трасс, классификацию пляжей, а также государственный надзор за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма.

Ведомство будет также определять основные тенденции и прогнозы развития туристской отрасли на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы. Кроме того, оно будет заниматься аккредитацией организаций, осуществляющих классификацию гостиниц, классификацию горнолыжных трасс, классификацию пляжей, вести единый перечень таких гостиниц, трасс и пляжей на своем сайте.

Важно также, что Ростуризм займется разработкой национальных стандартов и методологий РФ в сфере туризма, профессиональных стандартов в сфере туризма, разработкой и утверждением форм статистической отчетности, применяемых в сфере туризма и др.

Также среди новых функций ведомства – мониторинг и анализ реализации государственной политики в сфере туризма и туристской деятельности, обобщение информации об опыте работы органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, учреждений и организаций, осуществляющих деятельность в сфере туризма и туристской деятельности, и разработка предложений по их совершенствованию.

Скачать проект положения о Ростуризме>

Но есть нюансы

Так, пункт 5.3.23 проекта Положения обязывает ведомство информировать в установленном порядке туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания. Эта формулировка осталась неизменной в этой редакции и  как прежде кажется не очень понятной. Складывается впечатление, что ориентация Ростуризма так и осталась на выездной туризм, а как же внутренний? Конечно, если слово "месте" в скобках можно отнести к регионам России, то да, можно считать вопрос закрытым - наши туристы также будут информированы вовремя. Но вот вопрос - почему мы должны до этого догадываться и отдавать толкование невнятных терминов юристам и адвокатам только когда что-то случиться? 

В принципе, вопросы безопасности туризма, если раскрывать пункты документа чуть шире, присутствуют в значительном перечне новых полномочий.

Например, п. 5.1.3. гласит: "Разработка, координация и участие в реализации стратегий, в том числе отраслевых,...". Конечно, прежде всего сразу мы понимаем, что речь идет о Стратегии развития туризма в РФ до 2035 года, в которой безопасности туризма отдана целая глава (№14).

Или п. 5.1.9 - "...разработку национальных стандартов и методологий Российской Федерации в сфере туризма, профессиональных стандартов в сфере туризма;" Конечно, одним из важнейших инструментов государственного регулирования деятельности туристских организаций и защиты прав потребителей туристских услуг является стандартизация.  Это касается как непосредственно стандартов при предоставлении туристских услуг, таких например как стандарты по безопасности для активного отдыха и туризма или даже межгосударственный стандарт ГОСТ 32611-2014 "Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов", так и стандартов из смежных отраслей. К таким можно отнести ГОСТ Р 58202-2018 «Производственные услуги. Средства индивидуальной защиты людей при пожаре. Нормы и правила размещения и эксплуатации. Общие требования». В этом стандарте сильно заинтересованы, например, отельеры, которые должны оснащать гостиницы средствами индивидуальной защиты.

А п. 5.1.10 возлагает на ведомство обязанность по разработке и утверждению форм статистической отчетности, применяемых в сфере туризма в Российской Федерации. Весьма важный вопрос. Только на основе статистики можно принимать правильные и обоснованные решения по регулированию отрасли или решению той или иной задачи, в том числе в сфере безопасности. Это касается и статистики учета туристов и учета схода лавин в курортных регионах и статистики утонувших туристов.  Учет всех этих впросов пока не отрегулирован.

Конечно, это все хорошо, но это не решает всех проблем, связанных с обеспечением безопасности туризма. 

Остается неясным главный вопрос, кто все-таки осуществляет координацию и межведомственное взаимодействие в сфере безопасности туризма? Данная неопредленность весьма усложняет понимание отраслью важности комплексного и системного подхода к обеспечению безопасности туризма. Только так можно преодолеть существующий сегодня узковедомственный подход и межведомственную разобщенность в этой сфере. А пока МВД России исполняет свои полномочия, Росгвардия свои..., а целостного и комплексного подхода не наблюдается.  

Приглашаем наших читателей высказать своё мнение по данным вопросам. Они будут обобщены и, при необходимости, доведены до сведения разработчика проекта Положения и курирующего Вице-премьера Правительства России.