Минэкономразвития рассматривает варианты смягчения визового режима для увеличения экспорта туристических услуг. Это следует из разработанного министерством паспорта федерального проекта «Экспорт услуг». Наш сайт сообщал об этом ранее >

В документе указано, что экспорт услуг в категории поездок с туристическими, медицинскими и образовательными целями в 2024 году должен достичь $15,47 млрд. Сейчас он почти в два раза меньше: по итогам 2017 года — $8,95 млрд/, сообщает РБК.

В Минэкономразвития подтвердили подлинность документа. В середине сентября в его ведение перешла туристическая отрасль, которую ранее курировало Минкультуры. Новый куратор разработает стратегию развития туризма до 2035 года и усилит кадрами перешедший в его ведение Ростуризм, говорил тогда глава Минэкономразвития Максим Орешкин. Поручение по разработке стратегии дано министром, работа уже ведется, уточнил представитель министерства.

Одна из мер, которая прописана в документе, — упрощение визового режима для иностранцев, которые приезжают в Россию.

Один из рабочих механизмов реализации — разработка аналога паспорта болельщика (FAN ID) для иностранцев, путешествующих по ключевым туристическим маршрутам, рассказал РБК федеральный чиновник, знакомый с ходом обсуждения. Идея состоит в том, чтобы разработать пакетный туристический продукт, в который войдут, например, рекомендуемые места посещения, сертифицированные отели, рестораны, транспортная карта или CityPass. Купивший такой тур иностранец сможет рассчитывать на упрощенный въезд, поясняет собеседник РБК. По его словам, целевые страны, граждане которых смогут воспользоваться упрощенным въездом по туристическому аналогу FAN ID, должны определяться исходя из платежеспособности туристов и соображений безопасности.

В паспорте проекта по экспорту услуг приводятся другие возможные механизмы упрощения визового режима. В частности, упоминается расширенное использование электронных виз. По результатам эксперимента с электронными визами на Дальнем Востоке эту практику предложено распространить и на Калининградскую область.

Еще один вариант — ускоренное оформление виз по обращениям уполномоченных туроператоров. Предлагается разработать порядок взаимодействия туроператоров с МИДом «по вопросам ускоренного оформления виз для иностранных туристов, путешествующих по ключевым туристическим маршрутам».


Ассоциация "Безопасность туризма" неоднократно заявляла на различных площадках, что разработка аналога паспорта болельщика (FAN ID) для иностранцев, путешествующих по ключевым туристическим маршрутам один из перспективных вариантов решения проблем, в том числе исполнения миграционного законодательства. И для этого почти все все есть.
Дело в том, что гостиницы в России являются «агентами» Федеральной миграционной службы — по сбору, обработке и передаче данных в эту службу. То есть, они обязаны в установленные законом сроки собирать, обрабатывать и передавать в миграционную службу сведения о прибывших гостях. Вся ответственность, включая финансовую, ложится исключительно на отели. Штрафы за малейшие ошибки в сведениях или несоблюдение сроков передачи данных — астрономические, до четырехсот тысяч рублей за каждое нарушение.
В страхе перед неминуемой ответственностью отели нанимают, обучают и оплачивают отдельные штаты сотрудников. А для организации эффективной, быстрой и надежной формы передачи собранных данных заключают договора с коммерческими структурами, обеспечивающими электронный обмен данными с ФМС. Большинство средних и больших гостиниц избегают бесплатных, но сложных и ненадежных способов передачи этих сведений в ФМС. И готовы либо самостоятельно нести большие затраты, либо перекладывать их на постояльцев, вызывая шквал вопросов и непонимания. Ведь все эти платежи незнакомы и непонятны потребителю. 
Мы были вынуждены в который уже раз обращаться в МВД России и в Минкомсвязи РФ за разъяснениями. Нас интересовало то, какая на самом деле государственная политика в этой сфере сегодня ведется? Как идет доработка ЕПГУ для этих целей?
А один из вопросов касался внедрения системы миграционного и регистрационного учета "Мир", предполагающей однократный ввод сведений о въезжающих в нашу страну иностранцах и многократное их дальнейшее использование?
Ведомства предоставили развернутые комментарии на поставленные вопросы. Полные ответы будут опубликованы в готовящемся выпуске журнала "Безопасность индустрии туризма" №3 (подписка на журнал здесь>).