Борис Пайкин: в новом законе о туристской деятельности можно учесть положения аналогичного модельного закона СНГ
Глава Комитета Госдумы РФ по физкультуре, спорту, туризму и делам молодёжи Борис Пайкин прокомментировал планы по разработке нового закона о туризме
По его словам, действующий закон о туризме был принят в 1996 году, и сегодня он «размыт» многочисленными поправками и подзаконными нормативными актами.
Сейчас формируется рабочая группа по разработке документа, в которую войдут представители Ростуризма, Роспотребнадзора, профильных министерств, комитетов Госдумы и Совета Федерации, представители регионов и эксперты.
"Законодательство о туристской деятельности носит фрагментарный и декларативный характер, кстати, в отличие от многих стран Европы и СНГ. Там действуют отдельные кодексы и системные законы, регулирующие сферу туризма. Например, мы можем учесть положения модельного закона СНГ «О туристской деятельности»у. Действующий федеральный закон не содержит некоторых понятий, которые нашли отражение в международных, а также национальных стратегических документах, такие как внутренний туризм, туристический кластер. Более того, документ во многом уступает региональному законодательству, которое было принято гораздо позже. В новом туристском законодательстве отдельное место должны занять вопросы взаимодействия туроператоров и турагентов, в том числе контроля за их деятельностью и привлечения к ответственности за недобросовестную деятельность", - прокомментировал глава Комитета.
Действительно, вопросы безопасности туризма подробно прописаны в Модельном законе "О туристской деятельности", который утвержден постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ N 27-15 от 16 ноября 2006 года).
Так, законом одним из основных принципов системы государственного регулирования в сфере туризма признается обеспечение безопасности в сфере туризма и туристской деятельности.
О модельном законе
и безопасности туризма
Государство - участник СНГ:
- формирует представление о Содружестве Независимых Государств как туристском регионе, безопасном и благоприятном для туризма;
- определяет основы безопасности туризма, меры и способы защиты граждан, организаторов туризма, исполнителей туристских услуг в чрезвычайных обстоятельствах - в условиях природных и техногенных катастроф и стихийных бедствий, а также при наличии террористической угрозы;
- реализует мероприятия, направленные на обеспечение безопасности туристов на территории дестинации;
- обеспечивает безопасность всех видов движимого и недвижимого имущества <...> инфраструктурно-инженерно-технического обеспечения вне зависимости от форм собственности объектов и сооружений туризма;
Государственные целевые, региональные и иные программы развития туризма
В соответствии с модельным законом Государство - участник СНГ должно предусматривать меры по обеспечению безопасности в отрасли туризма, в том числе в условиях чрезвычайных природных и техногенных катастроф и наличия террористической угрозы, решения вопросов научного геоинформационного и информационно-коммуникационного обеспечения.
Полномочия центральных органов государственной власти в сфере туризма
Полномочия должны предусматривать - установление основ безопасности туризма, в том числе в случаях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наличия террористической угрозы;
В ключевой главе № 13 "Безопасность туризма" Модельного закона государств - участников СНГ предусмотрена статья 56. Обеспечение безопасности туризма, которая гласит:
1. Безопасность туризма включает в себя комплекс правовых, организационных, социально-экономических и других мер, направленных на обеспечение личной безопасности граждан в случае наличия вредных факторов (факторов риска, а именно - травмоопасности, пожароопасности, воздействия окружающей среды, биологического воздействия, психофизических нагрузок, опасности вредных излучений, повышенной запыленности и загазованности, других специфических факторов риска) при занятии туризмом, сохранности их имущества, чести и достоинства, ненанесение ущерба окружающей природной среде, а также систему мер противодействия использованию туризма в целях терроризма, незаконной миграции, контрабанды, перевозки наркотиков, сексуальной, трудовой и иной эксплуатации граждан.
Президент государства, а также по его поручению правительство разрабатывают и организуют выполнение программ обеспечения защиты и безопасности туристов.
Что мы имеем в российском законодательстве на сегодня?
Пока что, так и не определен соответствующий федеральный орган государственной власти, ответственный за эту сферу, а у регионов полномочия весьма смутные и непонятные... .
Многие считают что и так все нормально. Но... так не считают наши так называемые зарубежные «партнеры», которые умело разыгрывают карту безопасности туризма, запугивая своих граждан всякими опасностями пребывания в нашей стране, рисуя бесконечные рейтинги и исследования. И это, с одной стороны понятно - конкуренция. Хотя и недобросовестная.
Но, совершенно непонятно с другой стороны - почему Россия не предъявит миру хорошо отстроенную, наглядную и убедительную систему мер обеспечения безопасности туризма!?
Ведь мы же формируем туристско-рекреационные кластеры, развиваем инфраструктуру, обустраиваем и делаем доступными объекты показов, посещений и развлечений туристов... .Но этого, оказывается весьма недостаточно.
Пока происходят преступления, происшествия с туристами и против них, пока они не уверены в том, что их не обворуют в отеле, не обманут таксисты, не взорвут и не изнасилуют, или в том, что в случае любой ЧС или пожара человек с ограничениями жизнедеятельности не останется без помощи и не погибнет, никакая инфраструктура, реклама и продвижение турпродукта не помогут! Не поедут туристы туда, где по мнению их правительств, опасно! А если и поедут, то самые отчаянные, кои находятся в меньшинстве.
В этой связи важно, что в настоящее время идёт публичное обсуждение проекта положения «О Федеральном агентстве по туризму». Но в части безопасности туризма проект не корреспондируется с требованиями законодательства о туристской деятельности и с обновленным статусом Федерального агентства по туризму. В нём нашли отражение все полномочия, установленные статьёй 3. 1 ФЗ-132. А вопросы безопасности туризма в проекте Положения о Ростуризме почему-то отсутствуют!?
Скачать проект положения о Ростуризме>
ЧТО ДЕЛАТЬ?
В такой ситуации весьма актуально создание единого информационного пространства, организация взаимодействия и координация деятельности структур, задействованных в сфере обеспечения безопасности туризма. Ассоциаций «Безопасность туризма» подготовлены соответствующие предложения в адрес Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Чернышенко и руководителя Ростуризма Зарины Догузовой. |
А пока Россия так и будет разделять участь по безопасности туризма с такими странами как Сомали и Гондурас. Именно на одну ступень с ними по безопасности туризма нас и ставят в различных рейтингах по данному вопросу.
А как считаете Вы?
Свое мнение вы можете оставить ниже в поле комментарии
- Все комментарии (0)
- Комментировать