Закупки в сфере безопасности объектов культуры: особенности, проблемы, разъяснения экспертов

В Российской Федерации свыше 144000 объектов культурного, архитектурного и исторического наследия. Как правило. они имеют организационно-правовую форму в виде ФГБУ, ГУП, МУП, АНО и пр. Основной задачей этих учреждений и организаций является сохранение объектов, в том числе от криминальных проявлений, краж, вандализма, аварий и пожаров. На эти цели, и только в рамках госпрограмм (не считая иные источники финансирования), ежегодно выделяются свыше 120 млрд. рублей. 

В рамках действующего законодательства о закупках для государственных и муниципальных нужд и о контрактной системе проводятся тысячи различных закупок систем и оборудования охраны, антитеррористической и противокриминальной защиты, пожарной безопасности. Более года назад в действующее законодательство в этой сфере был внесён ряд изменений и дополнений (ФЗ-70 от 1 мая 2019 года).   

Федеральным законом ФЗ-70 от 1 мая 2019 года были внесены изменения в законодательство о закупках товаров, работ, услуг (ФЗ-223 от 18 июля 2011 года) и о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (ФЗ-44 от 5 апреля 2013 года), касающиеся деятельности по сохранению объектов культурного наследия и музеев. 

Вместе с тем, как показывает практика закупок в данной сфере, руководители учреждений и предприятий культуры по-прежнему сталкиваются с проблемами, сохраняющимися на протяжении ряда лет.

Имеют место сложности при описании предмета (работы, услуги) закупки в виде технического задания (ТЗ) и определения требований к претендентам на участие в закупках. Это в совокупности с доминирующим значением стоимостного критерия оценки претендента обуславливает ситуацию, при которой заказчики становятся заложниками у недобросовестных исполнителей (поставщиков), предложившими демпинговые (явно заниженные и необоснованные) цены и получившими заказ. При этом бюджетные средства фактически расходуются «впустую», так как при таких условиях нереально получить эффективную систему охраны и защиты.  


А обязанность заказчиков публиковать для общего обозрения ТЗ с полным набором технических характеристик и функциональных свойств систем охраны, безопасности и антитеррористической защищенности одновременно противоречит требованиям по ограничению доступа к подобной информации, создаёт дополнительные риски и угрозы утечки конфиденциальной информации и её последующего использования в криминальных целях.  

Чтобы избежать таких негативных последствий некоторые руководители учреждений культуры вынуждены на свой страх и риск идти на нарушение статьи 93 ФЗ-44 от 5 апреля 2013 года и осуществлять закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) сверх установленных лимитов и ограничений. 

        Рабочей группой по безопасности в сфере туризма Правительственной комиссии по развитию туризма в Российской Федерации (далее – Рабочая группа) и Ассоциацией «Безопасность туризма» (далее – Ассоциация) готовится Практическое пособие по закупочной деятельности в сфере охраны и безопасности объектов культуры (далее - Практическое пособие).  

Основные разделы:
Общие положения. Особенности закупочной деятельности в сфере охраны и безопасности объектов культуры. Законодательные нововведения.
Законодательные требования к описанию и оценке объекта закупки (ТЗ). Практика закупочной деятельности. Типичные, в том числе непреднамеренные и вынужденные нарушения и недостатки. Как минимизировать последствия?
Описание и критерии оценки претендента на поставки товара (работ, услуг) в сфере охраны и безопасности объектов культуры (пошаговая инструкция). Порядок оценки и определения победителя.
Новейшие технологии, системы, оборудование охраны и безопасности объектов культуры, эксперты и поставщики. Рекомендации по выбору, соотношение цена/качество.
Рекомендации и предложения по совершенствованию закупочной деятельности в сфере охраны и безопасности. 


К подготовке Практического пособия привлечены должностные лица и специалисты Минкультуры России, ФАС России, органов управления туризмом субъектов Российской Федерации, учреждений и организаций культуры, органов ведомственного контроля и эксперты Ассоциации «Безопасность туризма».  

В нем будут даны рекомендации и разъяснения законодательных нововведений, обзор практики по их реализации, анализ установленных процедур - их достаточность и избыточность. Методическое пособие будет снабжено комплектом форм унифицированных документов, в том числе и для скачивания. Практическое пособие будет включать в себя рекомендации экспертов по подготовке технических заданий при закупках и выборе технических средств охраны, безопасности, антитеррористической защиты и защиты информации. Будут предложены обоснования их технических характеристик и функциональных свойств, «коробочные» решения для небольших учреждений культуры.

Для органов управления в сфере культуры, учреждений и организаций культуры Практическое пособие будет доступно бесплатно!

Для получения бесплатного доступа до 01 ноября 2020 года просим заполнить специальную форму ниже: