Чем защищать зальные помещения музеев: автоматикой пожаротушения & установками локального или автономного пожаротушения?

В последнее время развернулась серьёзная дискуссия относительно оснащения музеев установками автоматического пожаротушения.

Точнее, их зальных помещений, где экспонируются музейные экспонаты.

По поручению заместителя председателя Правительства России Д.Н. Чернышенко МЧС России подготовило разъяснения.

Суть вопроса

По мнению некоторых экспертов применительно к зальным помещененям музеев имеют место случаи смешения понятий «выставочный зал» и «экспозиционный зал». Это приводит к некорректной классификации экспозиционных залов по их функциональной пожарной опасности. При этом к ним предъявляются завышенные (на уровне выставочных залов) требования по оснащению установками автоматического пожаротушения, что представляется нецелесообразным, технологически сложным и затратным для исполнения. А применение в качестве огнетушащего вещества воды, растворов пенообразователей, порошков и аэрозолей (нормами это никак не ограничено) может причинить ещё  больший ущерб, чем пожар.   Да и газ в качестве огнетушащего вещества в зале с массовым пребыванием людей вещь небезопасная! 

А что же регламентируют нормы?   

Действующими нормативными документами (СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009» и СП 5.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования») понятия «выставочный зал» и «экспозиционный зал» разделены, а требования к ним дифференцированы.  Тем не менее, на практике нередко смешивают эти два понятия.

Доходит до абсурда, когда экспозиционные залы зачем-то пытаются оснащать установками автоматического пожаротушения?!

А по мнению экспертов- это колоссальные и совершенно бессмысленные затраты. Насчёт воды, раствора пенообразователя, огнетушащего порошка, аэрозолей всё понятно. Их применение в местах экспонирования музейных ценностей просто смерти подобно.  Остаются только газовое пожаротушение и технология снижения концентрации кислорода в воздухе таких залов. А это колоссальные объёмы! И риски причинения вредя жизни и здоровью людей, находящихся в залах! 

К тому же указанные выше СП 5.13130.2009 этого совершенно не требуют (обязательному оснащению автоматическим пожаротушением подлежат только хранилища музейных экспонатов. И это вполне понятно). 

Как залы защитить от пожаров в прилегающих помещениях?

Прилегающие к экспозиционному залу помещения, в которых по статистике чаще всего и возникают различные нештатные ситуации- это серьёзный фактор рисков и угроз.  А можно ли защитить музейные экспонаты от опасных факторов пожара в таких помещениях? 
Эксперты считаю/т, что вполне можно! Для этого все усилия должны быть направлены на недопущение возникновения пожаров в смежных с экспозиционными залами помещениях. Вот они-то и должны оснащаться  автоматическим обнаружением и тушением в них пожаров, средствами и преградами, исключающими выход продуктов горения и иных опасных факторов пожара и попадания в залы с экспонатами.  Это и устройство противопожарных преград и конструкций, противопожарных дверей и ворот, занавесов и противопожарных штор. А ещё, нелишне будет оснастить зальное помещение системой подпора воздуха при пожаре, чтобы это препятствовало поступлению в него опасных факторов пожара. 

Позиция МЧС России

Гордиенко Денис Михайлович,
начальник ФГБУ ВНИИПО МЧС России:

«…допускается не применять автоматическую установку пожаротушения (АУП) для подлежащего защите АУП помещения в целом, при условии, что данное помещение защищается автоматическими установками установками локального пожаротушения или автономными установками пожаротушения.  Вывод о целесообразности оснащения зальных помещений музеев дымовыми пожарными извещателями системы пожарной сигнализации считаем правильным".    

Скачать полную версию ответа > 

Особенности обеспечения пожарной безопасности объектов культурного наследия

Музеи зачастую расположены в зданиях, являющихся объектами исторического и культурного наследия. И на них распространяются особые режими и процедуры согласований перепланировок и приспособления. Действующее законодательство в сфере обеспечения пожарной безопасности (ФЗ-69 от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности») не учитывает этого. Оно не гармонизировано с законодательством в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)- ФЗ-73 от 25 июня 2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»-далее ФЗ-73). Оснащение объектов современными системами и средствами противопожарной защиты возможно лишь в соответствии с процедурами и порядком, установленными ФЗ-73, и в рамках приспособления.     

О гармонизации законодательства в области пожарной безопасности и сохранности объектах культурного наследия.

Экспертами Комитета по пожарной безопасности Ассоциации «Безопасность туризма» предлагается дополнить статью 20 ФЗ-69 «О пожарной безопасности» пунктом девять следующего содержания:  

"Особенности обеспечения пожарной безопасности объектов культурного наследия Российской Федерации, в том числе особенности применения требований пожарной безопасности (включая требования технических регламентов), устанавливаются Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ."


Позиция Минкультуры России  

Врио директора департамента музеев
и внешних связей Минкультуры России

Е.Н. Гомонюк
«С целью гармонизации требований законодательства в сфере сохранения объектов культурного наследия и обеспечения их пожарной безопасности считаем возможным при внесении изменений в ст.20 ФЗ-69 от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» дополнить пунктом следующего содержания: «Особенности обеспечения пожарной безопасности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, в том числе особенности применения требований пожарной безопасности (включая требования технических регламентов), устанавливаются с учётом требований законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия». 

Скачать полную версию ответа > 

Оба эти вопроса требуют дополнительной проработки. 

Они будут рекомендованы к рассмотрению в рамках работы Экспертно-технического совета при Минкультуры России  и Рабочей группы по безопасности туризма Правительственной комиссии по развитию туризма в Российской Федерации.

С целью содействия в совершенствовании закупочной деятельности и учёта особенностей обеспечения охраны и безопасности организаций и учреждений культуры Ассоциацией «Безопасность туризма» готовится Методическое пособие >

Основные разделы:
Общие положения. Особенности закупочной деятельности в сфере охраны и безопасности объектов культуры. Законодательные нововведения.
Законодательные требования к описанию объекта закупки (ТЗ). Практика закупочной деятельности. Типичные, в том числе непреднамеренные и вынужденные нарушения и недостатки. Как минимизировать последствия?
Описание и критерии оценки претендента на поставки товара (работ, услуг) в сфере охраны и безопасности объектов культуры (пошаговая инструкция). Порядок оценки и определения победителя.
Рекомендации и предложения по совершенствованию закупочной деятельности в сфере охраны и безопасности. 
Новейшие технологии, системы, оборудование охраны и безопасности объектов культуры, эксперты и поставщики. Рекомендации по выбору, соотношение цена/качество. 


К подготовке Методического пособия привлечены должностные лица и специалисты Минкультуры России, ФАС России, органов управления культуры субъектов Российской Федерации, учреждений и организаций культуры, органов ведомственного контроля и эксперты Ассоциации «Безопасность туризма».  

В нем будут даны рекомендации и разъяснения законодательных нововведений, обзор практики по их реализации, анализ установленных процедур - их достаточность и избыточность. Методическое пособие будет снабжено комплектом форм унифицированных документов, в том числе и для скачивания. Методическое пособие будет включать в себя рекомендации экспертов по подготовке технических заданий при закупках и выборе технических средств охраны, безопасности, антитеррористической защиты и защиты информации. Будут предложены обоснования их технических характеристик и функциональных свойств, «коробочные» решения для небольших учреждений культуры.

Для органов управления в сфере культуры, учреждений и организаций культуры Методическое пособие будет доступно бесплатно!

Для получения бесплатного доступа до 01 ноября 2020 года просим заполнить специальную форму ниже:


Контактыsecretariat@tourismsafety.ruinfo@tourismsafety.ru. Тел. +7 (495) 151-82-53.