Спасательные пункты для туристов: актуальность и необходимость

Общенациональный союз индустрии гостеприимства (ОСИГ) и Ассоциация горных гидов России (АГГР) создали рабочую группу с экспертами туротрасли и спасательных служб. Она займётся разработкой регламентов в сфере спасения туристов и оказания им доврачебной помощи. В числе предложений, которые рассмотрят эксперты, создание контрольно-спасательных пунктов – по аналогии с теми, которые существовали в СССР.

Необходимость организации специальной помощи обусловлена тем, что МЧС России не всегда может быстро отрабатывать запросы о спасении из-за существующих регламентов, сообщил исполнительный директор АГГР Денис Симавский.

«МЧС России важная государственная структура, но ведомство не должно в кратчайшее время оказывать помощь одиночным, а тем более неорганизованным туристам, которые попали в беду в горах, лесу или на других территориях. Компетенции ведомства лежат в другой плоскости — всё дело в том, что в своей работе министерство ограничено существующими регламентами. Если, к примеру, управлению МЧС в некоторых регионах необходим вертолёт для поиска человека, то получит оно транспортное средство в лучшем случае через сутки, так как этот вопрос нужно согласовывать с Москвой», – пояснил Симавский.

Он выделил ещё одну проблему, с которой сталкиваются попавшие в трудную ситуацию туристы и путешественники. Она заключается в том, что оператор линии 112 самостоятельно выбирает, какую службу вызвать пострадавшему — медицину катастроф, скорую помощь или реанимацию. Зачастую уже по факту приезда автомобиля оказывается, что он не оборудован теми устройствами, которые нужны для спасения человека.

Повысить безопасность туризма могло бы возрождение контрольно-спасательных пунктов (КСП), которые бы регистрировали маршруты, принимали контрольные сроки от уходящих групп, консультировали и, в случае необходимости, организовывали спасательные работы.

«В КСП работали сертифицированные спасатели, для которых эта работа могла быть сезонной. Поиск и оказание помощи людям, которые потерялись или пострадали, происходили достаточно быстро. Мы планируем выступить с предложением воссоздать подобную практику», – пояснил Симавский.

Для воссоздания этой практики необходимо подготовить юридическую основу и финансовое обеспечение КСП. Со своими предложениями рабочая группа планирует обратиться в Госдуму и другие органы власти, сообщает NEWS.ru.


Условия и правила своевременного поиска и спасения туристов по-прежнему вызывают много вопросов. И, как видим, по мнению некоторых экспертов слишком зарегламентированы.

Другие эксперты отрасли сходятся во мнении, что давно назрел вопрос усиления контроля и введения ответственности за стихийные выходы на опасные туристические маршруты как организованных групп, так и одиночек.

А ряд туроператоров предлагает дополнительно для обеспечения комплексной безопасности организованых туристов на опасных маршрутах их оснащать спутниковыми трекерами. С помощью этих приборов, с большой вероятностью, можно было бы найти пропавших туристов довольно быстро.

Уникальный опыт туроператора из Пермского края по обеспечению на безвозмездной основе комплексной безопасности туристов на опасных маршрутах описан подробно в журнале "Безопасность индустрии туризма". В материале подробно описан порядок применения как  трекеров, так и специальных модульных конструкций для защиты туристов на маршруте.

Купить >  Подписка >


 

Однако, еще высказываются мнения, что проблему нужно решать комплексно, учитывая необходимость урегулирования еще целого переченя вопросов, в том числе: кто должен за поиски платить? Почему не рассматривается введение обязательного страхования как ответственности туроператора, так и жизни туристов при выходе на такие маршруты?

Полагаем, что в данном случае безопасность это все-таки не обременение, а инструмент профилактики таких происшествий и оперативного реагирования по пресечению тяжких последствий.

Свое мнение вы можете оставить на данной странице ниже в поле "комментарии" или направить на почту info@tourismsafety.ru