Идея об экипировке туристов в горах лавинными датчиками поддержана?

Об этом сообщает  «Парламенская газета» со ссылкой на письмо замглавы ведомства Павла Барышева.

«МЧС России, рассмотрев вопрос о применении лавинных датчиков в туристских путешествиях, связанных с повышенным риском для жизни, поддерживает данную инициативу», — говорится в документе.

Сейчас в стране нет нормативно-правового регулирования применения лавинных датчиков туристами, отмечает Барышев, поясняя при этом, что спасатели в обязательном порядке применяют их.

Ранее в письме на имя главы МЧС Евгения Зиничева сенатор писал, что, несмотря на введение нового порядка оповещения спасательных служб о маршрутах повышенной сложности, при котором путешественники должны информировать о направлении передвижения, опасных участках, туристы продолжают гибнуть в горах. Андрей Кутепов обратил внимание, что в некоторых случаях людей можно было бы спасти, будь у них лавинные маячки.

«Стоит отметить, что поисково-спасательные работы в горах с помощью трансиверов (лавинный трансивер — датчик, маячок, предназначенный для поиска людей, работает на передачу и получение сигнала. — Прим. ред.) более эффективны и экономичны как по времени, так и финансово. Более того, если туристы возьмут их с собой, то сотрудники территориальных органов МЧС всегда будут иметь актуальную информацию о местонахождении путешественников», — заметил Кутепов.

Парламентарий привёл статистику, согласно которой время на поиск погребённого пострадавшего на площади 100 квадратных метров с помощью маячка силами одного человека составляет меньше 15 минут. На поиск с помощью одной обученной собаки нужно полчаса, а быстрым зондированием силами 20 человек — четыре часа.

В марте 2017 года, привёл пример Андрей Кутепов, в лавине в Приэльбрусье погибли семь сноубордистов и горнолыжников, выжить удалось только одному 29-летнему мужчине, у которого с собой был специальный трансивер. Сейчас туристы приобретают такие датчики только по собственной инициативе для своей безопасности.


Условия и правила своевременного поиска и спасения туристов по-прежнему вызывают много вопросов. Эксперты Ассоциации "Безопасность туризма" неоднократно высказывались по этому вопросу на различных площадках и готовили конкретные предложения для регулирования этого вопроса.

Инициатива Андрея Кутепова правильная и понятная. И совершенно верно, что нормативно-правового регулирования применения лавинных датчиков туристами не существует.

Более того, уточним, что на сегодня не установлены даже минимальные требования к оснащению оборудованием и снаряжением групп туристов перед выходом на маршрут, связанным с повышенным риском для жизни, причинением вреда здоровью туристов (экскурсантов) и их имуществу! 

Однако, большенство экспертов отрасли полагают, что проблема намного шире и ее нужно решать комплексно, учитывая необходимость урегулирования еще целого переченя вопросов, в том числе: кто должен за поиски платить? Почему не рассматривается введение обязательного страхования как ответственности туроператора, так и жизни туристов при выходе на такие маршруты и др.?

Также назрел вопрос усиления контроля и введения ответственности за стихийные выходы на опасные туристические маршруты как организованных групп, так и одиночек. Полагаем, что в данном случае безопасность это все-таки не обременение, а инструмент профилактики таких происшествий и оперативного реагирования по пресечению тяжких последствий.

Ну а что говорят непосредственно эксперты - практики о применении современных приборов поиска и спасения? 

Сегодня ситуация вынуждает туроператоров заниматься альтруизмом во имя безопасности своих клиентов.

В России есть туроператоры, которые для обеспечения комплексной безопасности организованых туристов на опасных маршрутах оснащают их даже не лавинными датчиками (функционал, которых ограничен), а спутниковыми трекерами. С помощью этих приборов, с большой вероятностью, можно было бы найти пропавших туристов довольно быстро.

Уникальный опыт туроператора из Пермского края по обеспечению на безвозмездной основе комплексной безопасности туристов на опасных маршрутах описан подробно в журнале "Безопасность индустрии туризма". В материале подробно описан порядок применения как  трекеров, так и специальных модульных конструкций для защиты туристов на маршруте.

Купить >  Подписка >


Свое мнение вы можете оставить на данной странице ниже в поле "комментарии" или направить на почту info@tourismsafety.ru