Объектам культурного наследия при реставрации и реконструкции нужны профессионалы своего дела

Президент России Владимир Путин в ходе заседания Совета по культуре и искусству потребовал кардинально изменить ситуацию, при которой работы на объектах культурного наследия могут вести простые строители. Об этом сообщает ТАСС.

Ситуация, при которой работы на объектах культурного наследия ведут простые строители, «создает риски не только некачественных работ, а безвозвратной утраты ценнейших объектов исторического, культурного значения». «Здесь, конечно, нужно решение, которое изменит ситуацию кардинально», — уверен Владимир Путин.

Владимир Путин пояснил, что «во многом это связано с тем, что существующие правила работы на объектах культурного наследия не обязывают привлекать профильных специалистов».

«Жёсткого требования по этому вопросу нет, а значит, зайти на такие объекты может любая практически строительная компания, просто имеющая соответствующую лицензию, причём выдаётся эта лицензия на бессрочный период», — отметил глава государства.


Ассоциация "Безопасность туризма" всецело поддерживают данное решение Президента России. Вместе с тем эксперты отрасли полагают, что данный подход необходимо применить и в сфере обеспечения безопасности объектов культурного наследия.

На сегодняшний день, товары, работы и услуги в сфере охраны, безопасности и противопожарной защиты ОКН не отнесены к технически и (или) технологически сложным, инновационным или к имеющим специализированный характер. А потому действующим законодательством не установлены дополнительные требования к уровню квалификации их поставщиков (подрядчиков, исполнителей), что отрицательно сказывается на проведении госзакупок, а затем и на результатах соответствующих работ. А если конкртено, то это приводит к тому, что:

  • заказчики становятся заложниками у недобросовестных исполнителей (поставщиков);
  • закупаются неэффективные и низкого качества инженерно-технические средства охраны и безопасности;
  • в менее выгодном положении оказываются добросовестные разработчики и поставщики;
  • сдерживается развитие и внедрение качественных технических средств и систем;
  • неэффективно расходуются бюджетные и внебюджетные средства и не обеспечивается надежная защита объектов культуры от криминальных проявлений и актов террористического характера.
С целью исключения этой ситуации Рабочей группой по безопасности в сфере туризма Правительственной комиссии по развитию туризма в Российской Федерации и Ассоциацией «Безопасность туризма» готовится Практическое пособие по закупочной деятельности в сфере охраны и безопасности объектов культуры. Узнать подробнее о Пособии и подать заявку на его получение можно тут >).
Разработчиками Пособия было проведено изученияе проблематики и мнения представителей отрасли. Предлагаем ознакомиться только с некоторыми из них.

Светлана Учайкина, 
министр культуры Свердловской области

Относительно закупок услуг по обеспечению сохранности и безопасности учреждений сообщаем, что подведомственные заказчики предпочитают закупать такие услуги у единственного поставщика, поскольку имеется негативный опыт заключения контрактов с победителями торгов, заявка которых формально отвечала всем требованиям документации и была самой низкой по цене, но при исполнении контракта поставщик свои обязательства по контракту выполнял недобросовестно. Заказчику приходилось предпринимать дополнительные трудоемкие усилия, чтобы добиться от поставщика оказания услуг надлежащего качества, либо расторгать контракт и осуществлять закупку вновь. При этом услуги по обеспечению сохранности и безопасности учреждений относятся к тем особенным услугам, которые должны оказываться непрерывно, а недобросовестность при их исполнении может иметь негативные последствия для жизнедеятельности учреждений.

Наталья Иванова, 
и.о. министра культуры Мурманской области

В условиях проведения ежегодных закупочных процедур происходит вынужденная смена подрядчика (исполнителя). Выполнение работ (оказание услуг) начинает один подрядчик (исполнитель), затем продолжает второй, а заканчивает уже третий. При этом каждый подрядчик (исполнитель) имеет свой стиль, придерживается определенной методики, индивидуально разработанных технологических карт и схем, которые не противоречат действующему законодательству, но, в итоге, оказывают негативное влияние на конечный результат работ (услуг). Такая ситуация также способствует снижению ответственности часто меняющихся подрядчиков (исполнителей) за качество выполняемых ими работ (оказываемых услуг), приводит к повторным затратам на обследование объектов, что служит причиной удорожания работ (услуг) и неоднократной оплаты за счет заказчика одних и тех же видов работ (услуг). Руководствуясь вышеизложенным, предлагаем рассмотреть возможность расширения перечня работ (услуг) в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, закупка которых осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

Антонина Андреева, 
директор БУК Вологодской области "Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник"

Опыт проведения открытых процедур показал, что заявителями выступают недобросовестные участники, имеющие незначительный опыт, квалификацию, низкую социальную ответственность за результат работы по обеспечению безопасности и (или) сохранности музейных предметов, в стремлении выиграть торги демпингуют цены, что влечет ухудшение качества оказываемых услуг (выполняемых работ), потенциально подвергают угрозе частичной или полной утраты объектов культурного наследия. Также в процессе работы эти участники получают доступ к системе, пониманию принципов и режима охраны объектов, персональным данным, что негативно может сказаться на обеспечении должного уровня безопасности памятников архитектуры. Предлагаем для усиления сохранности и безопасности объектов культурного наследия, в том числе посредством ограничения доступа к информации о технических характеристиках и функциональных свойствах рассмотреть возможность выбора исполнителя на данные виды услуг путём проведения закрытого конкурса с ограниченным участием.


Другие  комментарии и предложения органов управления культурой и учреждений культуры  по данному вопросу включены в разрабатываемое Пособие.