Сотрудники Южного регионального поисково-спасательного отряда (ЮРПСО) МЧС России разыскали и вывезли с горы Аишхо незарегистрированную группу туристов, которые из-за резкой смены погоды самостоятельно не смогли спуститься в город.

Компания молодых людей в составе девяти человек поднялась на перевал Аишхо на высоту 2401,5 м над уровнем моря на автомобиле УАЗ. Сначала машина увязла в грязи, затем начался снегопад и выехать из горно-лесной местности они не смогли.

Самостоятельно спуститься вниз туристы не смогли. Они расположились в балаганах. К тому моменту аккумуляторы на телефонах у молодых людей почти разрядились. К осадкам и холодным температурам туристы подготовлены не были — они не взяли с собой теплую одежду и обувь.

Спасатели  через три часа поисков обнаружили туристов. Хорошо, что все они находились в удовлетворительном состоянии.


Проблема уведомления МЧС России и регистрации туристов при их выходе на маршрут пока остается не решенной. Эксперты Ассоциации "Безопасность туризма" неоднократно высказывались по этому вопросу на различных площадках и готовили конкретные предложения для регулирования этого вопроса.

Как видим это находит свое подтверждение на практике и уже давно вызывает недопонимание у экспертов отрасли.

О чем речь?

О том, что выглядит весьма необоснованным срок 10 дней (до начала путешествия) для информирования территориальных органов МЧС России по соответствующему субъекту РФ о маршрутах передвижения.

Почему 10 дней? А если туристы самостоятельной группой решили пройти даже по другому маршруту - получается у них заявку не примут и помощь не окажут? Весьма спорное положение, озабоченность которым высказывают специалисты отрасли, работающие ежедневно с туристами.

Так Надеждин Валерий Борисович, директор ФГБУ «Шорский национальный парк» считает, что проблема уведомления МЧС России и регистрации туристов при их выходе на маршрут существенна.


А еще на сегодня не установлены даже минимальные требования к оснащению оборудованием и снаряжением групп туристов перед выходом на маршрут, связанным с повышенным риском для жизни, причинением вреда здоровью туристов (экскурсантов) и их имуществу! 

Однако, большенство экспертов отрасли полагают, что проблема намного шире и ее нужно решать комплексно, учитывая необходимость урегулирования еще целого переченя вопросов, в том числе: кто должен за поиски платить? Почему не рассматривается введение обязательного страхования как ответственности туроператора, так и жизни туристов при выходе на такие маршруты и др.?

Также назрел вопрос усиления контроля и введения ответственности за стихийные выходы на опасные туристические маршруты как организованных групп, так и одиночек. Полагаем, что в данном случае безопасность это все-таки не обременение, а инструмент профилактики таких происшествий и оперативного реагирования по пресечению тяжких последствий.


Свое мнение вы можете оставить на данной странице ниже в поле "комментарии" или направить на почту [email protected]