Дмитрий Медведев: "Пунктам пропуска через госграницу не хватает современных биометрических систем опознавания личности,... а также досмотровых средств"

Заместитель Председателя Совета Безопасности Российской Федерации Дмитрий Медведев провел совещание по вопросу «О дополнительных мерах по обустройству государственной границы, включая пункты пропуска».

В совещании приняли участие Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, руководитель Государственной пограничной комиссии Ю.И.Борисов, Министр финансов А.Г.Силуанов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека А.Ю.Попова, руководители служб и ведомств.

Обсуждались вопросы принятия необходимых мер для современного обустройства государственной границы, включая пункты пропуска.

«Этот вопрос напрямую связан с развитием экономики, торговли и транспортного потенциала нашей страны, со многими проблемами гуманитарного и миграционного характера. В последние годы были приняты важные решения по комплексному обустройству государственной границы, формирования ее облика в соответствии с международными стандартами. В феврале этого года Правительство утвердило новую редакцию ФЦП Государственная граница, предусмотрено дополнительное финансирование ее мероприятий в объеме более 7 миллиардов рублей ежегодно», - отметил заместитель Председателя Совета Безопасности.

По словам Дмитрия Медведева, большая работа в рамках программы ведется по линии государственного заказчика – Федеральной службы безопасности. С 2016 года по настоящее время Министерство транспорта обустроило 63 пункта пропуска через государственную границу. Из них 35 – за счет средств федерального бюджета, а 28 – с привлечением внебюджетных источников.

«Однако, несмотря на достигнутые результаты, в этой сфере все еще немало проблем. Имею в виду, иногда то, что связанно с недофинансированием программ по обустройству госграницы, а иногда – с расходованием этих денег. Из-за этого темпы строительства или реконструкции пропускных пунктов недостаточно высоки, а их техническое оснащение нередко оставляет желать лучшего. В частности, не хватает современных биометрических систем опознавания личности, программно-технических комплексов паспортного контроля, а также досмотровых средств. Модернизация и развертывание высокотехнологичных комплексов и систем зачастую не укладываются в сроки», - подчеркнул Заместитель Председателя Совета Безопасности.

Как заявил Д.Медведев, по оценке Минтранса, объем бюджетных ассигнований, которые выделяются на содержание, ремонт и оснащение пунктов пропуска, составляет не более 50% от фактических нужд. А освоение средств федерального бюджета, также не достигает 50%.

«Эту ситуацию нельзя считать удовлетворительной. В настоящее время разработан законопроект, который позволяет Правительству определять объем финансирования капитального ремонта и содержания пунктов пропуска. Надеюсь, что коллеги из Правительства с внесением этого документа затягивать не будут. Особое внимание нужно уделить модернизации пропускных пунктов на российско-казахстанской границе в рамках соответствующих поручений Президента. Деньги должны расходоваться своевременно и в полном объеме. Это позволит ускорить модернизацию пограничной инфраструктуры, внедрить более современные схемы пропуска товаров и людей. Также прошу коллег из Генеральной прокуратуры, МВД и Следственного комитета принять дополнительные меры по пресечению нецелевых трат бюджетных средств, направленных на обустройство госграницы», - подчеркнул Зампред Совбеза.

Также обсуждался важный вопрос увеличения миграционных потоков на границах России со странами СНГ.

В ходе совещания поставлена задача проработать вопрос дополнительного обустройства и оборудования пунктов пропуска с целью предупредить перенос на территорию нашего государства опасных инфекционных заболеваний. Роспотребнадзор должен до конца марта следующего года разработать и внести соответствующие предложения в Правительство.

Одновременно нужно усилить возможности пограничной инфраструктуры для пресечения терроризма, контрабанды и наркотрафика. Это позволит значительно укрепить нашу безопасность, повысить эффективность защиты природных ресурсов. Наша граница должна быть удобной для граждан и полностью приспособленной для развития торгово-экономических отношений.


В соответствии со Стартегией развития туризма в РФ до 2035 года дополнительным инструментом стимулирования въездного потока на территорию Российской Федерации, в том числе является развитие инфраструктуры пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации на наиболее значимых направлениях развития туризма. Однако, не стоит забывать, что основное назначение пунктов пропуска через госграницу – это обеспечение безопасности государства на путях международного сообщения.

Что касается оборудования пунктов пропуска с целью предупреждения переноса на территорию нашего государства опасных инфекционных заболеваний, то здесь актуальны вопросы минимизации контактов туристов с персоналом и должностными лицами пунктов пропуска посредством внедрения новейших технологий и оборудования, выявления лиц с признаками заражения «Covid-19», осуществления  термоконтроля с применением тепловизионной техники, обеспечения «масочного» режима и социальной дистанции между людьми без увеличения штатной численности и затрат,  В том числе путём «донастройки» существующих систем охраны и безопасности. 

Все эти вопросы, а также уже готовые решения решения обсуждались в рамках on-line семинара - практикума, посвященного поэтапному восстановлению авиаперевозок в сфере туризма и особенностям обеспечения безопасности в условиях COVID-19. Материалы + видеозапись семинара - практикума тут >


Выступление в рамках семинара-практикума Смирнова Игоря Владимировича, заместителя руководителя ФГКУ Росгранстрой, об особенностях обеспечения  безопасности воздушных пунктов пропуска и их дооснащении техникой и оборудованием, смотреть видео>