Глава Минкультуры заверила, что министерство прорабатывает этот вопрос с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом.

Любимова доложила президенту о реставрационных работах в Александро-Невской лавре. "Мы уходим в глубокую реставрацию, очень сложный объект. У нас впереди памятная дата благоверного князя [Александра Невского]. Конечно же, очень важно помимо невероятно серьезной работы с церковью по духовной деятельности и по образовательным программам и концертным - реставрация, когда у нас есть возможность и фасады обновить, и уйти в глубокую реставрацию до 2028 года. Конечно, лавра должна сиять", - сказала министр.

"Там еще на территории лавры есть некоторые объекты, которые надо бы вернуть", - заметил президент.

"Мы говорили со святейшим патриархом, мы также прорабатываем эту историю, потому что, конечно же, время проходит, и объект надо будет приводить в порядок", - отметила Любимова. По ее словам, министерство подготовило новую программу консервации памятников. "Мы не успеваем за временем, и очень важно - это деньги, которые мы не требуем дополнительно, мы перераспределили средства и нашли возможность 50 крупных объектов культурного наследия консервировать на десятилетия вперед", - уточнила министр культуры.

Отдельно она обозначила вопрос реставрации объектов деревянного зодчества, храмов XIV-XVI веков. "У нас 7,5 тыс. деревянных храмов, 3,5 тыс. из них в не очень хорошем состоянии. Это проблема достаточно серьезная", - сказала министр, подчеркнув, что необходимо воспитывать новое поколение реставраторов.



При восстановлении объектов культурного наследия, как правило, проводится комплекс работ, с целю обеспечения их безопасности, в том числе пожарной.

На сегодняшний день, товары, работы и услуги в сфере охраны, безопасности и противопожарной защиты ОКН не отнесены к технически и (или) технологически сложным, инновационным или к имеющим специализированный характер. А потому действующим законодательством не установлены дополнительные требования к уровню квалификации их поставщиков (подрядчиков, исполнителей), что отрицательно сказывается на проведении госзакупок, а затем и на результатах соответствующих работ. А если конкртено, то это приводит к тому, что:

  • заказчики становятся заложниками у недобросовестных исполнителей (поставщиков);
  • закупаются неэффективные и низкого качества инженерно-технические средства охраны и безопасности;
  • в менее выгодном положении оказываются добросовестные разработчики и поставщики;
  • сдерживается развитие и внедрение качественных технических средств и систем;
  • неэффективно расходуются бюджетные и внебюджетные средства и не обеспечивается надежная защита объектов культуры от криминальных проявлений и актов террористического характера.
С целью исключения этой ситуации подготовлено "Практическое пособие по закупочной деятельности в сфере охраны и безопасности объектов культуры". 
Разработчиками Пособия было проведено изученияе проблематики и мнения представителей отрасли. Предлагаем ознакомиться только с некоторыми из них.

Светлана Учайкина, 
министр культуры Свердловской области

Относительно закупок услуг по обеспечению сохранности и безопасности учреждений сообщаем, что подведомственные заказчики предпочитают закупать такие услуги у единственного поставщика, поскольку имеется негативный опыт заключения контрактов с победителями торгов, заявка которых формально отвечала всем требованиям документации и была самой низкой по цене, но при исполнении контракта поставщик свои обязательства по контракту выполнял недобросовестно. Заказчику приходилось предпринимать дополнительные трудоемкие усилия, чтобы добиться от поставщика оказания услуг надлежащего качества, либо расторгать контракт и осуществлять закупку вновь. При этом услуги по обеспечению сохранности и безопасности учреждений относятся к тем особенным услугам, которые должны оказываться непрерывно, а недобросовестность при их исполнении может иметь негативные последствия для жизнедеятельности учреждений.

Антонина Андреева, 
директор БУК Вологодской области "Великоустюгский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник"

Опыт проведения открытых процедур показал, что заявителями выступают недобросовестные участники, имеющие незначительный опыт, квалификацию, низкую социальную ответственность за результат работы по обеспечению безопасности и (или) сохранности музейных предметов, в стремлении выиграть торги демпингуют цены, что влечет ухудшение качества оказываемых услуг (выполняемых работ), потенциально подвергают угрозе частичной или полной утраты объектов культурного наследия. Также в процессе работы эти участники получают доступ к системе, пониманию принципов и режима охраны объектов, персональным данным, что негативно может сказаться на обеспечении должного уровня безопасности памятников архитектуры. Предлагаем для усиления сохранности и безопасности объектов культурного наследия, в том числе посредством ограничения доступа к информации о технических характеристиках и функциональных свойствах рассмотреть возможность выбора исполнителя на данные виды услуг путём проведения закрытого конкурса с ограниченным участием.


Другие  комментарии и предложения органов управления культурой и представителй учреждений культуры по данному вопросу включены в указанное Пособие.

Узнать подробнее о Пособии и подать заявку на его получение можно тут >.