Будут ли "дружить" электронные паспорта и регистрационный учет?

Вице-премьер Максим Акимов после совещания 14 сентября поручил Минэкономики и автономной некоммерческой организации «Цифровая экономика» разработать законопроект об электронном паспорте, сообщила газете «Ведомости» представительница вице-премьера Алия Самигуллина. Перевод россиян с бумажных на электронные паспорта планируется начать с 2021 года.

В пресс-службе правительства газете заявили, что электронный паспорт обеспечит гражданам доступ ко всем госреестрам и госуслугам, и запись об оказании этих услуг также будет фиксироваться в электронном виде. В пресс-службе предположили, что носителем электронного паспорта может стать пластиковая карта размером с банковскую, в которую будет строен чип.

По словам источника «Ведомостей», речь идет об объединении в одном документе всех данных человека — паспорта, СНИЛСа, водительских прав. Одновременно с этим будет создан единый реестр всех данных всех россиян, добавил собеседник издания.

Пока Правительство предполагает, что в электронном паспорте будут слепок лица для распознавания, отпечатки пальцев, электронная подпись и код доступа к цифровому профилю.

Перевод граждан на новый тип паспорта обойдется в 114,4 млрд руб. до 2024 года,— соответствующие данные приводятся в паспорте программы «Цифровой экономики», который рассматривался на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева 17 сентября. Собрать нужную сумму планируется за счет госпошлины за выдачу электронного паспорта.

Напомним, в 2009 году в России начали разработку универсальной электронной карты (УЭК). Она должна была стать многофункциональным платежным средством, облегчающим гражданам оплату госуслуг, а также универсальным удостоверением личности. Срок внедрения УЭК несколько раз переносился. Карты начали получать с января 2013 года по заявлениям граждан, однако выдача не стала массовой. В итоге в головной организации проекта (ОАО УЭК) признали, что планируемая замена бумажных паспортов россиян на пластиковые лишает УЭК смысла.


Несомненно, данная инициатива заслуживает особого внимания, в том числе со стороны отельеров, а также владельцев иниых средств размещения, так как именно они еще пока продолжают сражаться с весьма значимой проблемой — соблюдением миграционного законодательства.

Дело в том, что гостиницы в России являются «агентами» Федеральной миграционной службы — по сбору, обработке и передаче данных в эту службу. То есть, они обязаны в установленные законом сроки собирать, обрабатывать и передавать в миграционную службу сведения о прибывших гостях. Вся ответственность, включая финансовую, ложится исключительно на отели. Штрафы за малейшие ошибки в сведениях или несоблюдение сроков передачи данных — астрономические, до четырехсот тысяч рублей за каждое нарушение.
В страхе перед неминуемой ответственностью отели нанимают, обучают и оплачивают отдельные штаты сотрудников. А для организации эффективной, быстрой и надежной формы передачи собранных данных заключают договора с коммерческими структурами, обеспечивающими электронный обмен данными с ФМС. Большинство средних и больших гостиниц избегают бесплатных, но сложных и ненадежных способов передачи этих сведений в ФМС. И готовы либо самостоятельно нести большие затраты, либо перекладывать их на постояльцев, вызывая шквал вопросов и непонимания. Ведь все эти платежи незнакомы и непонятны потребителю. А главное, не попадают в казну.
Проблема регистрационного учета не нова и действительна настолько вопиющая.
Дело в том, что в связи с реорганизацией и ликвидацией ФМС России с передачей ее функций МВД России возникло множество вопросов и проблем. В ряде регионов, в Москве, в частности, был наложен запрет на применение ПАК для автоматизации процесса сбора и передачи сведения о постояльцах в полицию. Это привело к тому, что отельеры были вынуждены копировать документы, удостоверяющие личность и мешками их копии возить в единственный на всю Москву (!) орган по вопросам миграции для отчета?! Это отнимало массу перемени и ресурсов, постоянно создавало неудобства и грозило привлечением к серьезной административной ответственности в виде огромного штрафа.
Мы были вынуждены в который уже раз обращаться в МВД России (к первому заместителю министра Горовому А.В.) и в Минкомсвязи РФ за разъяснениями. Нас интересовало то, какая на самом деле государственная политика в этой сфере сегодня ведется, насколько правомерно использование для автоматизации сбора и передачи сведений и постояльцах в органы полиции ПАК, предлагаемых коммерческими структурами? Когда будет внедрена система миграционного и регистрационного учета "Мир", предполагающая однократный ввод сведений и въезжающих в нашу страну иностранцах и многократное их использование?
Нас также интересовал опыт Правительства Москвы относительно практики внедрения при поддержке и за счет городского бюджета программно-аппаратного комплекса черед ГБУ "Московская безопасность", которым отельеры могут воспользоваться совершенно бесплатно. 
МВД России предоставило развернутый комментарий и ответ на поставленные вопросы. Министерство, в частности,  считает возможным использование отельерами различных ПАК для автоамтизации сбора и передачи сведений о постояльцах в органы по вопросам миграции. Полный ответ МВД России будет опубликован в готовящемся выпуске журнала "Безопасность индустрии туризма" №3 (подписка на журнал здесь>).
Где можно будет получить журнал?
Издание будет доступно совершенно бесплатно для всех участников Международного форума "Безопасность туризма - ЮГ" - TSIF (Tourism Safety International Forum - South) в г. Сочи в ноябре 2018 года.