Безопасность музеев - это не игра и для ее обеспечения нужны по настоящему единые правила!
О противоречиях требований пожарной безопасности, охраны и антитеррористической защищенности с Едиными правилами организации комплектования, учёта, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций
17 декабря 2020 года в режиме онлайн состоялся круглый стол по вопросам организации эвакуации людей, музейных предметов и музейных коллекций в условиях пожара и ЧС при одновременной их физической сохранности и противокриминальной защите. В мероприятии приняли участие свыше 450 руководителей и ответственных за обеспечение охраны и безопасности музейных учреждений, органов управления культурой субъектов Российской Федерации, МЧС России, Минкультуры России и Росгвардии.
В ходе мероприятия от участников поступило большое количество вопросов относительно эвакуации музейных предметов и других ценностей из музеев, картинных галерей, хранилищ и т.д. при пожаре, аварии или ЧС.
Суть вопроса
Дело в том, что действующей редакцией Правил противопожарного режима (пункт 106), а также новой редакцией таких правил (пункт 93, утверждены постановлением Правительства России от 16 сентября 2020 года №1479) вступают в силу с 1 января 2021 года) на руководителей организаций возложена обязанность по разработке плана эвакуации музейных предметов и музейных ценностей из музеев, картинных галерей и т.д. при пожаре, аварии и ЧС.
Важно! За неисполнение предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в сумме от 200 тысяч до 400 тысяч рублей (на юрлиц), а в случае возникновения поджара от 600 тысяч до 1000 000 рублей или административное приостановление эксплуатации на срок до 90 суток (статья 20.4 КоАП РФ). |
При этом, действующими Едиными правилами организации комплектования, учёта, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций (далее - Правила, утв. Приказом Минкультуры России от 23 июля 2020 года №827) такая ситуация не регламентирована. Правилами регламентирован порядок и процедуры доступа в хранилище и вскрытие помещения, которые совершенно неприемлемы и заведомо не исполнимы в случае пожара или иной экстренной ситуации, требующей немедленной эвакуации.
Так, вскрытие помещений и доступ в них предусмотрены только по распоряжению или в сопровождении ответственного хранителя, заведующего структурным подразделением музея, либо дирекции музея и комиссионно (не менее трёх человек) с обязательным составлением акта с видеофиксацией (пункт 14.5, 15.12 Единых правил)! К тому же согласно пункту 15.15 Единых правил внос и вынос экспоната из хранилища производится опять же только по письменному разрешению руководства или главного хранителя музея с фиксацией в прошнурованном и пронумерованном журнале учёта с заверением руководителя и (или) главного хранителя?! Выполнить данные требования в экстремальной ситуации, в ночных условиях и в условиях жесткого дефицита времени не представляется возможным.
Вместе с тем, в Единых правилах содержатся некорректные формулировки и требования, регламентирующие охрану, пожарную безопасность и антитеррористическую защищенность. Отдельные из них вступают в противоречие с требованиями действующего законодательства, порождают вопросы при практическом исполнении и оказывают негативное воздействие на обеспечение сохранности музейных предметов и коллекций, а также охраны, пожарной безопасности и антитеррористической защищенности музеев в целом.
Учитывая сложившуюся ситуацию Ассоциацией «Безопасность туризма» подготовлено и направлено обращение Алле Маниловой, Статс-секретарю - заместителю Министра культуры Российской Федерации с просьбой поручить соответствующим должностным лицам ведомства проработать данные замечания и внести соответствующие изменения и дополнения в Единые правила.
О результатах данной работы мы собщим дополнительно в специальной новостной ленте нашего сайта для представителей объектов культуры >
Не пропустите!
Подпишитесь бесплатно на наши новости и будьте всегда в курсе самых актуальных событий отрасли!
- Все комментарии (0)
- Комментировать