Эти устройства передают аварийные сообщения с места бедствия в международную спутниковую поисково-спасательную систему.

По сигналу можно определить точные координаты попавших в беду туристов. По этим данным оперативно перебросят на место спасателей. Кроме того, те, кто оправил сигнал, получат оповещение. Им сообщат, что сигнал принят, и поисково-спасательная операция уже началась.

После испытаний радиомаяк планируют использовать при организации экстремального отдыха и туризма.

«Внедрение такой системы позволит сократить время на оказание помощи пострадавшим. А также снизить материальные затраты на проведение аварийно-спасательных работ», — пояснила врио министра курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края Мария Золотухина.

Она уточнила, что в регионе находятся 94 туристических маршрута. При этом они имеют разный уровень сложности. Ежегодно по ним проходит более 350 организованных туристских групп, сообщает пресс-служба администрации Краснодарского края.


Инициатива правильная и понятная. Вместе с тем, на сегодняшний день правила своевременного поиска и спасения туристов по-прежнему вызывают много вопросов, а нормативно-правового регулирования применения таких маячков туристами не существует. Эксперты Ассоциации "Безопасность туризма" неоднократно высказывались по этому вопросу на различных площадках и готовили конкретные предложения для регулирования этого вопроса.

Более того, уточним, что на сегодня не установлены даже минимальные требования к оснащению оборудованием и снаряжением групп туристов перед выходом на маршрут, связанным с повышенным риском для жизни, причинением вреда здоровью туристов (экскурсантов) и их имуществу! 

Однако, большенство экспертов отрасли полагают, что проблема намного шире и ее нужно решать комплексно, учитывая необходимость урегулирования еще целого переченя вопросов, в том числе: кто должен за поиски платить? Почему не рассматривается введение обязательного страхования как ответственности туроператора, так и жизни туристов при выходе на такие маршруты и др.?

НУ А ЧТО ГОВОРЯТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ЭКСПЕРТЫ - ПРАКТИКИ О ПРИМЕНЕНИИ СОВРЕМЕННЫХ ПРИБОРОВ ПОИСКА И СПАСЕНИЯ? 

Сегодня ситуация вынуждает туроператоров заниматься альтруизмом во имя безопасности своих клиентов.

В России есть туроператоры, которые для обеспечения комплексной безопасности организованых туристов на опасных маршрутах оснащают их даже не лавинными датчиками (функционал, которых ограничен), а спутниковыми трекерами. С помощью этих приборов, с большой вероятностью, можно было бы найти пропавших туристов довольно быстро.

Уникальный опыт туроператора из Пермского края по обеспечению на безвозмездной основе комплексной безопасности туристов на опасных маршрутах описан подробно в журнале "Безопасность индустрии туризма". В материале подробно описан порядок применения как  трекеров, так и специальных модульных конструкций для защиты туристов на маршруте.

Купить >  Подписка >


А еще, проблема уведомления МЧС России и регистрации туристов при их выходе на маршрут также остается не решенной. 

О чем речь?

О том, что выглядит весьма необоснованным срок 10 дней (до начала путешествия) для информирования территориальных органов МЧС России по соответствующему субъекту РФ о маршрутах передвижения.

Почему 10 дней? А если туристы самостоятельной группой решили пройти даже по другому маршруту - получается у них заявку не примут и помощь не окажут? Весьма спорное положение, озабоченность которым высказывают специалисты отрасли, работающие ежедневно с туристами.

Так Надеждин Валерий Борисович, директор ФГБУ «Шорский национальный парк» считает, что проблема уведомления МЧС России и регистрации туристов при их выходе на маршрут существенна.


Также назрел вопрос усиления контроля и введения ответственности за стихийные выходы на опасные туристические маршруты как организованных групп, так и одиночек. Полагаем, что в данном случае безопасность это все-таки не обременение, а инструмент профилактики таких происшествий и оперативного реагирования по пресечению тяжких последствий.


Свое мнение вы можете оставить на данной странице ниже в поле "комментарии" или направить на почту [email protected]