*Опасная недооценка*:  туроператоры не увязывают напрямую с безопасностью принятый во втором чтении законопроект об обязательном лицензировании автобусных перевозок

Госдума РФ во втором чтении приняла законопроект об обязательном лицензировании автобусных перевозок.

Сейчас предпринимательская деятельность, связанная с перевозками пассажиров по заказу, носит уведомительный характер. В частности, туроператоры по детскому отдыху, предлагающие автобусные экскурсии или организующие перевозку групп детей, обязаны заблаговременно уведомить ГИБДД о дате поездки.

Лицензирование – инициатива понятная, считают опрошенные RATA-news туроператоры, однако напрямую не увязывают введение лицензирования с повышением безопасности перевозок.

По словам директора региональной общественной организации «Объединение автопассажирских перевозчиков» Татьяны Ракуловой, компании, работающие в сфере заказных перевозок, опасаются высоких штрафов по статье «Несоответствие лицензионным требованиям» и последующего изъятия лицензии.

«А на аварийность влияют совершенно другие факторы, в первую очередь плохо подготовленные водители», – считает она. Эксперт сомневается, что принимаемая мера приведет к ощутимому снижению случаев гибели людей на дороге.

Не уверен в этом и руководитель рабочей группы по автобусам Российского союза туриндустрии (РСТ) Владимир Рабинков, по словам которого, безопасность лицензирование не повысит, зато сократит количество транспортных компаний. Впрочем, Татьяна Ракулова полагает, что порядка и дисциплины, скорее всего, прибавится:

«К нововведению надо относиться спокойно, раньше по лицензии работали все транспортники. Но утверждать, что мера будет эффективной, не берусь».

Напомним, институт лицензирования уже работал в России, но был отменен в 2011 году.

Г-н Рабинков согласен, что основная причина роста аварийности на дорогах – водители.

«Качество их подготовки падает, россияне фактически не хотят работать водителями, количество выдаваемых удостоверений категории D сокращается. Сейчас получение прав выходит слишком дорого – свыше 100 тысяч рублей. И если бы потом можно было хорошо зарабатывать, но нет – водители, которым мы доверяем свою жизнь и своих детей, получают меньше охранников в супермаркете», – пояснил RATA-news эксперт.

Есть также опасения, что лицензирование навредит малому транспортному бизнесу, на который теперь найдется еще один рычаг давления. Получить лицензию не смогут, к примеру, школы, имеющие собственный автобус для экскурсий.

Как отметила в беседе с корреспондентом RATA-news владелец компании «Анкор» Ольга Санаева, в целом лицензирование не сильно отразится на детской и туристической перевозке. «Не вижу в этом угрозы, но и улучшений не предвидится. Мы не возражали, когда эта возможность только обсуждалась, но просили отменить всю ненужную «побочку» – письменные уведомления, 10-летний возрастной ценз и т.д. А сейчас может появиться еще один дополнительный барьер для транспортников, но без снятия уже существующих бестолковых ограничений», – заметила она. У некоторых операторов есть свои автобусы, им придется оформлять транспортное предприятие. «Но таких владельцев на рынке немного», – уточнила г-жа Санаева.


Коллеги, чем обусловлена данная недооценка законодательной инициативы?

Ведь проблема безопасности перевозок, в том числе туристов, весьма наболевшая. В настоящее время под видом заказных перевозок от контроля уходит большая группа перевозчиков, которые ничем по сути не отличаются от легальных, разве что табличкой ЗАКАЗНОЙ.

При этом они уходят от массы процедур и расходов, направленных на безопасность дорожного движения, имеют возможность уклоняться от налогов. А еще, в нарушение ФЗ-67 перевозчик не страхует свою ответственность за возможный ущерб жизни и здоровью пассажиров (туристов).

И как результат- мы являемся свидетелями множества ДТП с автобусами, перевозящими туристов и детей во время школьных каникул, на соревнования и на другие мероприятия. Водители не проходили медицинскую проверку, предрейсовый и послерейсовый контроль, контроль за техническим состоянием транспортных средств перед выходом их на линию никем не осуществлялся, аналогично и с тахографическим контролем.

И СКОЛЬКО необходимо еще происшествий, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ, ЧТО ЭТО ТОЖЕ ПЕРЕВОЗКА И ОЧЕНЬ ОПАСНАЯ, А ПОТОМУ И КОНТРОЛЬ ЗА НЕЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ АДЕКВАТНЫЙ! 

При обязательном лицензировании заказных перевозок водители должны будут проходить каждый день медицинское обследование, соблюдать график движения, предоставлять все необходимые документы на транспортное средство.

Комментируя данную ситуацию министр транспорта Евгений Дитрих заявил, что заказные и межрегиональные автобусы в России могут подключить к системе «Платон». По словам министра это должно повысить безопасность на дорогах. И закрыть рынок для нелегальных перевозчиков. Министр напомнил, что по проекту нового закона заказные и регулярные рейсы должны лицензироваться. 

Напомним, вопрос ужесточения законодательства в сфере пассажирских перевозок был поднят в правительстве еще в июне 2017 года этого года после ДТП с автобусом в Забайкальском крае, в котором погибли 14 человек и пострадали 34. 

Тема безопасности на транспорте при перевозке туристов и отдыхающих одна из ключевых в готовящемся к выпуску отраслевом журнале "Безопасность индустрии туризма", который приурочен к началу работы Международного форума "Безопасность туризма - ЮГ" - TSIF (Tourism Safety International Forum - South) в г. Сочи в ноябре 2018 года. Журнал будет широко представлен участникам Форумаи. Получить журнал можно будет совершенно БЕСПЛАТНО!