Государственная Дума России приняла в первом чтении законопроект №993817-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях совершенствования правового регулирования государственного учёта музейных предметов и музейных коллекций» (скачать >).
Не секрет, что многие музеи имеют в своём распоряжении музейные предметы и музейные коллекции из драгоценных металлов и с использованием драгоценных камней. Полномочия по контролю за учетом, хранением и использованием включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации таких музейных предметов в настоящее время осуществляются Минкультуры России в соответствии  с Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственных музеях СССР, утвержденной приказом Минкультуры СССР от 15.12.1987 № 513 (далее – Инструкция 1987 года). Однако, в связи с реализацией регуляторной гильотины с 1 января применять Инструкцию 1987 года нельзя. 
Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности» (далее – Правила 2000 года, утв. постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2000 года №731) регулируют учет драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, государственных фондах драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации, в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях. Таким образом, особенности учета содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни музейных предметов, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, Правилами 2000 года не учитываются.
Этим и обусловлено принятие рассматриваемого законопроекта и наделение Минкультуры России дополнительными полномочиями по контролю учета и сохранности таких музейных предметов и музейных коллекций.  Принятие законопроекта, безусловно, повлечёт пересмотр и приведение в соответствие с ним существующих «Единых правил организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций» (утв. приказом Минкультуры России от 23 июля 2020 года №827 - Далее - Единые правила  скачать >). 

Каких изменений? 

Сейчас можно только предполагать. Вероятнее всего, отдельные положения Единых правил будут максимально гармонизированы по подходам с действующими нормативными правовым актами, регламентирующими учет и хранение драгоценных металлов, драгоценных камней: Правилами 2000 года и Инструкцией о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении  (скачать >). В этой сфере есть документ, напрямую затрагивающий вопросы охраны драгоценных металлов и драгоценных камней - постановление Правительства РФ от 24 октября 2015 года №1140 "О мерах по обеспечению охраны драгоценных металлов и драгоценных камней"  (скачать >).
Постановлением утверждены:
  • Правила применения специальных средств, боевого, служебного и гражданского оружия должностными лицами при выполнении задач по охране драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • Перечень должностных лиц, которым разрешено хранение и ношение специальных средств, боевого, служебного и гражданского оружия при выполнении задач по охране драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • Перечень видов специальных средств и оружия для применения должностными лицами при выполнении задач по охране драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • Нормы обеспечения должностных лиц специальными средствами, боевым, служебным и гражданским оружием и патронами к нему при выполнении задач по охране драгоценных металлов и драгоценных камней.
Надо сразу заметить, что оборот изделий из драгметаллов и камней наделяет госрегулятора полномочиями, организации - держателей таких изделий ответственностю, а их службы охраны -широкими возможностями. В частности, правом по хранению и ношению специальных средств, боевого, служебного и гражданского оружия при выполнении задач по охране драгоценных металлов и драгоценных камней наделены замрукводителя организации по режиму и сохранности, начальник охраны, охранник, водитель- охранник, заведующий, кассир по приему драгметаллов и камней. Установлены виды специальных средств, боевого, служебного и гражданского оружия, нормы оснащения… . 
А относятся ли музеи к организациям, которые указаны в пункте 1 статьи 29 Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"? (скачать >). И будут ли эти документы учтены и обязательны применительно к музеям, располагающим музейными предметами из драгметаллов и камней, к их службам охраны и музейной безопасности? И если да, то в какой степени?
28 января 2021 года состоялся круглый стол, посвященный вопросам реализации Единых правил. В рамках мероприятия затрагивался вопрос относительно рассматриваемого законопроекта. Принято решение о подготовке целого перечня рекомендаций и разъяснений порядка исполнения Единых правил, разработки внутримузейных правил комплектования, учета и хранения музейных предметов и музейных коллекций, установления порядка вскрытия фондохранилищ и эвакуации из них музейных предметов и музейных коллекций при пожарах, авариях и иных чрезвычайных ситуациях. 
Рекомендации по закупкам и оснащению музеев инженерно-техническими средствами охраны, безопасности, антитеррористической и противопожарной защиты в Практическом пособии > и в специальном Каталоге поставщиков >

Подпишитесь бесплатно на наши новости и будьте всегда в курсе самых актуальных событий отрасли!

Подписка на новости >