На ее реализацию ведомство планирует потратить 8,7 млрд рублей, а если найдет еще 12,7 млрд рублей дополнительного финансирования, то таких аэропортов должно быть 30, передает РБК.

Учитывая данные Росавиации о том, что на конец 2019 года в России было 202 аэропорта, а о дополнительном развитии аэропортовой инфраструктуры Минтранс пока не сообщал, к концу 2023 года использовать биометрию для идентификации пассажиров должны будут 6% российских аэропортов, или 15% при реализации «сценария развития», на который требуется дополнительное финансирование.

В Минцифры ранее прогнозировали, что к 2030 году доля пассажиров, обслуживаемых в российских аэропортах с использованием данных из Единой биометрической системы, достигнет 30%.

Во внедрении системы распознавания лиц сейчас заинтересованы как минимум пять аэропортов за пределами Москвы, рассказал РБК источник на рынке биометрии. Два из них («Домодедово» и «Шереметьево») уже объявили о внедрении системы. 

ТОНКОСТИ ТЕХНОЛОГИЙ

Чтобы использовать технологии, оператор аэропорта должен будет заключить соглашение об информационном взаимодействии с оператором Единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности (ЕГИС ОТБ). На развитие этой системы предусмотрены 585,2 млн рублей из бюджета, еще 3,8 млрд рублей потребуются для реализации «сценария развития». Граждане, в свою очередь, должны будут сдать данные в ЕБС в одном из отделений банков, и дать согласие на использование биометрии в конкретных целях.

Внедрение биометрических технологий может ускорить процесс посадки всех пассажиров и, следовательно, сократить время пребывания самолета в аэропорту и снизить расходы на его размещение, полагают эксперты.

НЕМНОГО ПРЕДЫСТОРИИ

По данным швейцарской ИТ-компании SITA, работающей в авиационной отрасли, 77% аэропортов и 71% авиалиний планируют запустить крупные программы по идентификации пассажиров с помощью биометрических данных в течение следующих пяти лет, писал Forbes еще осенью 2018 года.

Осенью же этого года американская Delta Air Lines объявила о планах запуска первого в США полностью биометрического международного терминала (F) в аэропорту Хартсфилд-Джексона в Атланте. Использование терминала должно быть опциональным для пассажиров, летящих международными рейсами. С помощью идентификации по фотографии у специального стенда пассажиры смогут самостоятельно зарегистрироваться на рейс, сдать багаж, осуществить посадку на самолет и пройти проверку Таможенно-пограничной службы США (при прилете в США). Для прохождения через контроль в терминале клиентам Delta Air Lines нужно пройти онлайн регистрацию, а затем воспользоваться стендам идентификации по фото, не предъявляя паспорт.

Тестирование систем биометрического контроля проводил другой американский перевозчик JetBlue, а также нидерландский аэропорт Схипхол в партнерстве с авиакомпанией KLM, писала The Independent. Пассажирам нидерландской авиакомпании предлагалось просканировать паспорт, посадочный талон и сделать фотографию у специального стенда, а затем пройти на посадку.

А вот авиакомпания Emirates в октябре 2018 года объявила о подготовке к введению «биометрического коридора» в аэропорту Дубая. Перевозчик обещает пассажирам прохождение регистрации, выполнение иммиграционных формальностей и посадки на рейс, «просто проходя через аэропорт». Но система должна была работать только для премиальных клиентов. Как видим обстоятельства изменились и эта функция теперь доступна и для пассажиров экономкласса.

ОЧЕВИДНЫЕ ОТВЕТЫ НА ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ

Так насколько системы с применением биометрии могут повысить качество обслуживания туристов в аэропорту, в том числе ускорить процедуры регистрации на рейс и паспортного контроля? А также повысить уровень безопасности туристов и аэропортовой инфраструктуры?

Пассажиры, зарегистрированные с помощью биометрической системы распознавания лиц, смогут проходить ускоренную регистрацию, досмотр и выходить на посадку без предъявления паспорта и билетов. Система может сократить очереди в аэропорту, сделать путешествие приятнее и безопаснее. При этом она интегрируется с системами безопасности аэропорта, сервисами бронирования билетов и программами лояльности авиакомпаний. Поэтому на всем пути движения она способна «распознать»  пассажира по лицу, «узнать» его на стойке регистрации, открыть проходы в чистую зону, в зал ожидания повышенной комфортности, обеспечить проход через турникеты при выходе на посадку. 

В результате:

  • проводится проверка личности при выходе на посадку,
  • исключается передача посадочного талона постороннему,
  • посадочным талоном становятся биометрические данные пассажира, в нашем случае – лицо, можно отследить положение пассажира (в том числе, злоумышленника) в аэропорту,
  • тратится не более 1,5 секунд на одного пассажира.

В итоге пассажиры получают лучший сервис, а аэропорты — точную и ситуативную информацию, а на хорошо развитой безопасной инфраструктуре — возможности для предложения дополнительных услуг, увеличивая неавиационные доходы.

Пресловутая цифровая трансформация стимулирует аэропорты к улучшению клиентского опыта, к внедрению "бесшовности" для повышения пропускной способности и предоставления пассажиру больше времени для комфортного пребывания в магазинах, ресторанах, детских игровых зонах, кафе и т. д. При этом сотрудники безопасности аэропорта и пограничной службы освобождается от ресурсоемких рутинных операций, концентрируя внимание на подлинных угрозах.

Важно, что интеграция такой системы не требует колоссальных затрат: в большинстве случаев решение можно развернуть на базе существующей системы безопасности и видеонаблюдения за пару месяцев. 

ИТОГ.  ШОРЫ ТУТ НИ К ЧЕМУ!

Ассоциация «Безопасность туризма» полностью поддерживает не только внедрение биометрии как инновационного продукта в различных отраслях экономики, а идею внедрения единого биометрического идентификатора. В данной области необходим комплексный подход. 

Наряду с системами биометрического контроля на транспорте и пунктах пропуска через госграницу в единую систему должны быть увязаны:

  • инструменты электронной визы;
  • процедуры прохождения регистрационного и миграционного учета; 
  • средства киберзащиты персональных данных туристов. 

Лишь только при объединении указанных выше подсистем можно говорить о реальном снятии барьеров для туристов, росте въездного туристического потока, и как следствие увеличения ВВП страны. 

Полагаем, что перспективы внедрения биометрических технологий на объектах туристской инфраструктуры станут предметом обсуждения в рамках заседания соответствующих рабочих групп Правительственной комиссии по развитию туризма в РФ, членом которой является Председатель Правления Ассоциации "Безопансость туризма" Сергей ГруздьПодробнее >

И первые шаги к проработке данного вопроса уже сделаны. В 2020 году состоялся on-line отраслевой семинар-практикум, посвященный восстановлению авиаперевозок в сфере туризма и особенностям обеспечения авиационной (транспортной) безопасности и безопасности полётов в условиях COVID-19. В  рамках мероприятия рассматривались вопросы применения биометрии. Подробнее >

Видео с мероприятия 

Специально для руководителей служб безопасности аэропортов и авиакомпаний,  а также других участников отрасли материалы мероприятия (презентации участников, описание специальных отраслевых решений и оборудования по безопасности) тут >