В проект нового КоАП за повторное нарушение требований пожарной безопасности внесли более жёсткие санкции.

В частности, — приостановку работы объекта на срок до 30 суток.

Такой законопроект депутаты приняли в третьем, окончательном чтении, 17 февраля 2021 года.

В результате будет усилина административная ответственность для граждан, должностных и юридических лиц за повторное нарушение требований пожарной безопасности, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска, и выражается в неработоспособности или неисправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности.

Какие последствия теперь может повлечь повторное нарушение правил пожарной безопасности  для владельца (собственника) или руководителя объекта, а также для граждан?

Для граждан нарушение обойдется штрафом от 3 до 4 тыс. рублей,

Для должностных лиц — от 15 тыс. до 20 тыс. рублей,

Для ИП — штрафом от 30 тыс. до 40 тыс. рублей или административным приостановлением деятельности на срок до 30 суток.

Юрлица должны будут заплатить штраф от 200 до 400 тыс. рублей или также приостановить работу на 30 суток.


Законопроект № 891642-7 О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления ответственности за повторное нарушение требований пожарной безопасности на объектах защиты, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска)


Что значит для туротрасли эти нововедения?

ВНИМАНИЕ! С 1 января 2021 года кардинальным образом изменились правила подсчета категории пожарного риска для целей федерального госпожнадзора.

Изменились не только порядок и критерии отнесения объектов защиты к определенной категории риска, изменился сам механизм подсчета (Постановление Правительства РФ от 12 октября 2020 г. № 1662).

Как же сейчас подсчитывается категория риска?

Для начала подсчитали общий, "по стране", риск негативных последствий пожаров – формула для подсчета учитывает численность населения РФ, количество вообще всех объектов защиты и количество жертв (и погибших, и выживших) всех пожаров за определенный период. Вот этот риск – "средний по стране" – именуется "допустимым риском негативных последствий пожаров".

Затем для каждой отрасли (в том числе туристской), а точнее, для каждой группы объектов защиты, однородных по видам экономической деятельности и классам функциональной пожарной опасности подсчитали свой, "ожидаемый", риск последствий – формула для его подсчета использует общее количество объектов защиты в отрасли, число пожаров на всех этих объектах, и число всех жертв всех этих пожаров.

Забегая вперед - на 2021 год ожидаемый риск уже подсчитан (скачать >). Там есть и объекты образования и объекты, на которых осуществляется деятельность детских лагерей, объекты здравоохранения (санатории, прим.ред.), объекты религиозного назначения, объекты культуры, объекты временного размещения людей, туризма и отдыха (гостиницы), объекты транспортной инфраструктуры и пр.  Страница на сайте МЧС России >

Идея такова – чем "отраслевой" ожидаемый риск выше допустимого среднего риска "по стране", тем выше становится категория риска сразу для всех объектов такой отрасли ("базовая" категория).

То есть трагедия "Зимней вишни" в момент повысит базовую категорию риска для всех кинотеатров и ТЦ в стране, а трагедия "Хромой лошади" – для всех без исключения ночных заведений. Возможно, такая "повязанность" всех субъектов экономических отношений подстегнет у бизнеса здоровый интерес к пожарной безопасности всех своих конкурентов – ведь сильный пожар у одного автоматически навлечет более частый плановый контроль на всех остальных, без исключения.

Как видим, для определения базового "отраслевого" риска используются только и сугубо статистические данные.

Но кто делает эти расчеты?

Ежегодные расчеты делает МЧС России. Для расчета рисков на 2021 год взяли данные за 2019 год, а затем будет сформирован пятилетний статистический ряд значений и определена их среднестатистическая величина; все "итоговые" цифры должны быть опубликованы на сайте ведомства.

Получившийся базовый ("отраслевой") риск можно корректировать индивидуально для каждого объекта защиты, в ту или иную сторону, причем корректировать значительно: для каждого объекта учитывается много (до 30) показателей, каждый дает какое-то количество баллов, в том числе "отрицательных". "Отрицательные" баллы даются за разные полезные – с точки зрения пожбезопасности – блага, например, круглосуточный мониторинг работоспособности АУП и АУПС (-4), положительное заключение НОР (-10), круглосуточная охрана объекта ЧОПом с лицензией (-5), пожарная охрана со своим пожарно-техническим вооружением (-15).

"Положительные" баллы начисляются за "пожарные" несовершенства или факторы риска, например, старую электропроводку (+10), печное отопление (+10), пожары на объекте в прошлом (+20) или приостановление деятельности через КоАП РФ (+30), игнорирование "пожарного" предостережения (+10).

"Предустановленные" категории риска предусмотрены только для объектов защиты, за которыми надзирают "военные" и т.п. пожарные инспекторы (Нацгвардия, МВД, ФСО, СВР).

Категории же риска для всех гражданских объектов нужно будет подсчитывать в индивидуальном порядке.

Периодичность проверок – в зависимости от присвоенной категории риска – с 2021 года не изменилась. Источник: Гаранат


Перейти в Калькулятор отнесения объектов защиты к определенной категории риска при осуществлении федерального государственного пожарного надзора


Но есть нюанс

Большинство экспертов поддерживают данный подход в определении риска пожарной опасности. Однако, по их мнению, так как при определении меры наказания будет учитываться совершенно конкретные недостатки в обеспечении пожарной безопасности, в том числе в оснащении объектов соответствующим противопожарным оборудованием, такой же подход должен быть применен и в ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Так, например, в настоящее время в нем критерий «количества людей» не учитывается и все гостиницы и иные средства размещения попадают под один класс функциональной пожарной опасности -  Ф1.2 (независимо от того, малое это средство размещения, где размещаются две - три семьи или это крупный сетевой отель на 1000 мест). В некоторых регионах (Крым, Краснодарский край) именно «малых» гостиниц в разы больше, чем крупных, в том числе сетевых. Данный подход приводит к значительным затратам владельцев средств размещения.

В этой связи Ассоциация "Безопасность туризма" направила письмо - обоснование совместно с перечнем предложений в МЧС России для разработки и внедрения механизма классификации (дифференциации) зданий и помещений.