Новые стандарты РЖД для вокзалов будут учитывать вопросы безопасности и применения современных технологий

ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) планирует привести все железнодорожные вокзалы к единому стандарту, сообщил заместитель генерального директора РЖД Александр Плутник на брифинге.

"Мы хотим создать стандарты развития вокзальных комплексов и прилегающих к ним территорий... Мы хотим, чтобы приходили серьезные инвесторы, были качественные кафе и рестораны. Доход от аренды в этой части вторичен, нам важен комфорт для пассажиров", — сказал Александр Плутник.

"Процесс разработки этих стандартов идет, какую-то часть объектов начнем в новом формате предлагать коллегам в аренду, я думаю, весной этого года. В целом в этом году вся работа по стандартам будет завершена", — добавил он.

По его словам, стандарты будут описывать сохранение архитектурного наследия вокзальных комплексов, требования к оформлению вывесок, стандарты размещения рекламы. В стандартах также будет расписан регламент по безопасности, применение современных технологий.

При этом РЖД не планируют останавливать уже действующую программу модернизации вокзалов. В качестве примера совмещения действующей программы с новыми стандартами Плутник привел недавно открытый вокзал в Иваново, где уже "практически все стандарты применены".

"На вокзалах должны быть разные точки. Не только для прибывающих и отправляющихся пассажиров, но, чтобы любой горожанин мог зайти на вокзал пообедать. Вокзал для всех — это городская доминанта, важная часть городской инфраструктуры", — сказал он.

Александр Плутник положительно оценил идею открытия на вокзалах отелей и фитнес-центров. "На вокзале должны быть все городские удобства. Если там будут спортивные центры, коворкинги, отели — это только добавит ценности месту ", — подчеркнул он.


Инициативы ОАО «РЖД», связанные с интегрированием в вокзальные комплексы других объектов туристской инфраструктуры понятны и обоснованы. Так, еще с конца 2019 года компания реализует проект по преобразованию комнат длительного отдыха в современные гостиницы. По некоторым данным, в настоящее время такие реновации осуществлены на 22 вокзалах.

Действительно, если отели,  рестораны, кафе или магазины размещены на вокзалах, то это значит, что они располагаются в центре городов с удобным транспортным сообщением. В них есть все необходимое для комфортного проживания, питания и пр., как для бизнес-путешественников, так и для самостоятельных туристов.

Однако,  один вопрос остается открытым - как квалифицировать данные объекты туристской инфраструктуры (гостиницы, торговые точки, рестораны и т.п.)  при обеспечении их безопасности и антитеррористической защищенности? 

В чем суть?
Вопрос в том, к какому типу объектов относить, например, гостиницы на территории железнодорожного вокзала? К  объектам транспортной инфраструктуры и действовать в соответствии с Постановлением Правительства от 8 октября 2020 года N 1633 "Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности <...> объектов (территорий) транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта", либо рассматривать их как место размещения, основное функциональное назначение которого только временное проживание постояльцев и, соответственно, руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 14.04.2017 N 447 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения…".   Конечно, то, что гостиница не является объектом транспортной инфраструктуры и так очевидно. Однако, вопрос должен ли ее владелец выполнять требования Постановления Правительства Российской Федерации от 14.04.2017 № 447 и нести двойные издержки если отель размещен в зоне транспортной безопасности остается открытым. 

С объектами торговли та же история. Что в таком случае делать владельца таких объектов если для них существует отдельное Постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 2017 г. N 1273 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий)..."? Решение данного вопроса, зачастую, не находит очевидного ответа, каким именно из двух подзаконных нормативных правовых актов следует руководствоваться.

Напомним, ранее Ассоциация "Безопасность туризма" и редакция журнала "Безопасность индустрии туризма" поднимали тему регламентации обеспечения безопасности плавучих отелей и осуществления надзорной деятельности в этой сфере. В этой связи редакция журнала обратилась в Ространснадзор относительно практики и особенностей осуществления контрольно-надзорных мероприятий в отношении плавучих гостиниц и в Росморречфлот относительно практики и особенностей оказания государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности. Мы также поинтересовались, насколько необходима дополнительная регламентация данного вопроса с целью более четкой квалификации данных плавсредств (плавучих гостиниц) при обеспечении их пожарной безопасности и антитеррористической защищенности и совершенствования контрольно-надзорной деятельности?

ЧИТАТЬ ПУБЛИКАЦИЮ >