Сразу оговоримся, законом прямой ответственности (штрафов или других наказаний) за утерю вещей из ячеек камер хранения не установлено. Но не все так однозначно. Эксперты полагают, что у пострадавших есть все шансы если не на возврат утерянного, то на получение компенсации это точно.

По порядку.

Стратегией развития туризма в Российской Федерации горнолыжный туризм определен в качестве одного из приоритетных. В готовящемся Национальном проекте «Туризм и индустрия гостеприимства» ему также отводится особая роль. Поэтому вопросы  безопасности граждан (туристов) и их имущества  имеют первостепенное значение.  И это должны понимать представители всех объектов туристской инфраструктуры. Если у тебя не безопасно и ты не берешь на себя какую-либо ответственность за безопасность туристов и их имущества, то о какой привлекательности и развитии турпотока может идти речь?

Однако, например, на сайте одного из горнолыжных курортов в разделе «Правила аренды ячеек в камере хранения» оговорено, что ГЛК за ценные вещи, оставленные клиентом в арендованной ячейке ответственности не несет (см. скрин ниже).

Так ли это?

Статья 891. ГК РФ обязывает хранителя обеспечить сохранность вещи. С этой целью хранитель обязан принять все предусмотренные договором хранения меры для того, чтобы обеспечить сохранность переданной на хранение вещи.  Можно, конечно, возразить, что договор не заключается при сдаче вещей в ячейку.  

Вопрос: является ли квитанция, фискальный чек,  магнитная карта или полученный ключ от ячейки формой договора или подтверждением заключения его в устной форме?

По мнению некоторых экспертов статья 887 ГК РФ довольно очевидно утверждает, что да, может, так как в ней говорится, что простая письменная форма договора хранения считается соблюденной, если принятие вещи на хранение удостоверено хранителем выдачей поклажедателю: сохранной расписки, квитанции, свидетельства или иного документа, подписанного хранителем; номерного жетона (номера), иного знака, удостоверяющего прием вещей на хранение. В свою очередь статья 159. ГК РФ гласит, что сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная (простая или нотариальная) форма, может быть совершена устно.

Учитывая данные обстоятельства и то, что в статье 891. ГК РФ дополнительно делается акцент на принятии хранителем  вещей всех возможных мер, обязательность которых предусмотрена законом, иными правовыми актами, в том числе противопожарные, санитарные, охранные и т.п. эксперты полагают, что у клиентов (туристов) есть все основания для предъявления претензий к хранителю, в том числе в судебном порядке. В таком случае уже суд будет решать – принял или нет хранитель должных мер к обеспечению безопасности вещей или нет.

Данный вопрос станет предметом обсуждения на всероссийском семинаре – практикуме, посвящённого вопросам безопасности спортивных сооружений и ГЛК, который состоится 31 марта 2021 года в режиме онлайн.  Подробнее и принять участие бесплатно >

А вы как считаете? Насколько обосновано самостоятельное снятие ответственности хранителем по сохранению имущества клиента и вправе ли он открыто заявлять об этом? Были ли у вас претензионные случаи в этой сфере? Каков был результат?

Свое мнение анонимно вы можете выразить в опросе ниже (для описания случаев предусмотрена строка №3 "Другое"). Или напишите на почту admin@tourismsafety.ru