Что поможет горному патрулю бороться с "серыми" инструкторами?

Чем опасно оказание услуг такими специалистами? Эксперты отрасли отмечают, что "серые" инструкторы, как правило не проходили профессионального обучения и соотвественно могут привить туристам неправильную технику скольжения по склону, что чревато травмами. А еще, в отличие от официальных инструкторов "серые" инструкторы не знают и плохо представляют себе как оказывать первую помощь при травмах, а также они не заинтересованны при каком-либо происшествии с обучаемыми туристами вызывать опертивные службы, спасателей и т.п. Почему? Потому-что сразу встанет вопрос - что именно делал такой инструктор на склоне и не его ли деятельность привела к чрезвычайной ситуации.

В этих и других аналогичных обстоятельствах курортам при реализации спортивных ски-пассов сложнее предоставлять качественную и безопасную услугу, поскольку нет механизмов наказания нарушителей режима катания Это подтвердил глава города Сочи Алексей Копайгородский и именно поэтому для создания первого в России свода правил поведения на горнолыжных курортах в Сочи сформирована рабочая группа под председательством министра курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края Марии Золотухиной (подробнее >).

Что касается горных патрулей, то и тут не без вопросов.

Само понятие горный патруль введено ГОСТ Р 55881-2016. Однако по тексту в разных разделах и главах данного стандарта добровольного применения (хотя Ростуризм включил его в свой приказ, утверждающий Положение о классификации горнолыжных трасс в качестве отсылочной нормы) изначально применяется двойное (равнозначное понятие).

Так, например в п. 5.2 указывается на оценку состава, состояния и готовности к работе лыжного или горного патруля. В  разделе 8.1 "Требования к персоналу, оказывающему услуги потребителям" формулировка уже изменена: "- службу лыжного и горного патруля;". В  Блоке услуг 2 "Обеспечивающие услуги активных видов отдыха ГК" указано, что спасение и оказание первой доврачебной помощи должны теперь оказывать "...горные патрули и спасательные службы...;". А далее про горный патруль вообще речи не идет и везде по тексту применяется термин лыжный патруль.


Данные и другие противоречия еще раз подтверждают актуальность проведения всероссийского Семинара-практикума, повященного вопросам комплексной безопасности спортивных сооружений и ГЛК, который состоится 31 марта 2021 года в режиме онлайн. 

Вместе с тем, экспертами Ассоциации «Безопасность туризма» проанализирована практика применения на горнолыжных комплексах «Правил классификации горнолыжных трасс, классификации пляжей» (утв. приказом Ростуризма от 8 сентября 2020 года №287-Пр-20) и «Правил аккредитации организаций, осуществляющих классификацию …, горнолыжных трасс,…» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 года №2000). 

Анализ выявил ряд существующих проблем, которые не способствуют реализации прав потребителей на достоверную информацию о соответствующих услугах и их безопасности.

Так, Правила классификации горнолыжных трасс содержат ссылку на недействующие «Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулёров» А в качестве оцениваемых требований приведены требования ГОСТов, исполнение которых по действующему законодательству носит исключительно добровольный характер. Да и классификация горнолыжных трасс может производиться (и проводится!) в летнее время, когда и снега-то нет!? О каких сеточных и других ограждениях, препятствующих случайному выезду за пределы трассы, столкновению с препятствиями, скатыванию в обрывы и провалы в таких условиях может идти речь? Как эксперт может оценить соответствие трассы даже требованиям добровольного применения?

Да и с общей охраной, антитерроризмом и общественным порядком тоже не всё понятно. В Правилах классификации упоминаются службы безопасности и их обеспеченность, при этом не уточняется, что под этим понимается: ЧОО или что-то другое?  Чем она должна заниматься, в том числе по выявлению запрещенных к проносу опасных предметов, веществ, материалов, оружия, взрывчатки и боеприпасов. А ведь канатная дорога по закону опасный производственный объект и место массового скопления людей! Где малейшее нарушение может обернуться массовой бедой. И подобные примеры, увы, есть (см. видео).

Участники -  владельцы и руководители объектов спортивной инфраструктуры, спортивных федераций и спортивных лиг по видам спорта, спортивных клубов и организаций; руководители органов управления в сфере физической культуры и спорта субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; руководители и представители МВД России, МЧС России, ФСБ России, Росгвардии, Ростехнадзора, ведущие разработчики, производители и поставщики  инженерно-технических средств охраны и досмотра и др..

Узнать подробнее о мероприятии >
Подать заявку на участие онлайн >


Читайте также:

Эксперты озабочены новыми правилами классификации горонолыжных трасс

Утвержден порядок классификации горнолыжных трасс и пляжей


Подпишитесь бесплатно на наши новости и будьте всегда в курсе самых актуальных событий отрасли!

Подписка на новости >