«Спецсредства» для авиадебоширов

Ассоциация авиаперевозчиков направила письмо в Минтранс с просьбой ускорить принятие закона о сдерживании авиадебоширов. Речь идет о праве экипажа судна применять спецсредства в отношении нарушителей, в том числе, пластиковые наручники.​

Проект закона был разработан зампредом Комитета палаты по транспорту и строительству Александром Старовойтовым (ЛДПР) и внесён на рассмотрение в Госдуму в октябре 2018 года. Документ приняли в первом чтении в 2019 году, затем его рассмотрение во втором чтении переносили три раза.

«Авиакомпании — члены АЭВТ (Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта — Прим. ред.) просят поддержать законопроект и направить обращение в Госдуму об ускорении его рассмотрения и включения в порядок работы Госдумы», — говорится в письме ассоциации в Минтранс.

Отмечается, что аналогичное письмо АЭВТ направила в Комитет Госдумы по транспорту.

«Министр транспорта Виталий Савельев во время встречи 23 марта в Думе уже подтвердил целесообразность и необходимость скорейшего принятия этого законопроекта», — приводит издание слова Старовойтова.

По словам двух собеседников газеты, знакомых с обсуждением инициативы, ее «блокируют представители силовых ведомств», опасаясь «перегибов» в применении закона.

В России 2017 году ввели уголовную ответственность за нарушение правил безопасности на транспорте (ст. 213 и 267.1 Уголовного кодекса). Максимальные санкции этих статей предусматривают пять лет лишения свободы. С июня 2018 года авиаперевозчики ведут свои чёрные списки пассажиров.

По данным МВД, в 2019 году транспортные полицейские выловили в аэропортах и не пустили на рейс за хулиганство 1192 пассажира, еще семь привлекли к ответственности за действия на борту.

Согласно законопроекту, Воздушный кодекс предлагается дополнить новой статьей, в которой будут определены права членов экипажа и сотрудников службы авиационной безопасности в случае противоправного поведения пассажиров в самолёте. 

По мнению Савельева, для защиты экипажа и граждан нужно предоставить право бортпроводникам и сотрудникам службы авиационной безопасности использовать в отношении хулиганов специальные средства сдерживания, размещённые на борту воздушного судна. Перечень таких средств и правила их применения должны быть установлены Правительством. В частности, речь идёт о пластиковых наручниках.


Инициатива заслуживает особого внимания. Однако, авиадебоширы наносят не только большой ущерб деятельности авиакомпаний, могут испортить путешествие туристу, но и зачастую остаются безнаказанными из-за пробелов в международном законодательстве, и эту проблему необходимо разрешить. С таким призывом выступила Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА).

ПОЧЕМУ АВИАДЕБОШИРОВ НЕ ВСЕГДА МОЖНО НАКАЗАТЬ

Для того чтобы добиться этой цели, ИАТА, объединяющая около 240 авиакомпаний, обеспечивающих 84% международных авиаперевозок, предлагает изменить текст Токийской конвенции 1963 года о преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна.

По свидетельству экспертов, основная проблема конвенции применимо к нынешним реалиям заключается в том, что правонарушения на борту самолета подпадают исключительно под юрисдикцию страны регистрации воздушного судна

Однако, учитывая, что сегодня около 40% флота мировых авиакомпаний находится в лизинге, нередка ситуация, когда место регистрации судна не имеет ничего общего ни со страной, где зарегистрирована сама авиакомпании, ни с юрисдикцией того государства, в котором пришлось совершить вынужденную посадку. В итоге авиадебошир остается безнаказанным, а авиакомпания терпит убытки, причем иногда значительные. По данным ИАТА, изменение курса и вынужденное приземление обходятся авиаперевозчикам от $10 тыс. до $200 тыс.

"Это заставит пассажиров подумать дважды"

В этой связи ИАТА призывает изменить конвенцию таким образом, чтобы лишить недисциплинированного пассажира любой возможности уйти от ответственности.

Для этого предлагается расширить не только юрисдикцию государства, использующего самолет, и государства, над территорией которого совершается преступление, но государства гражданства правонарушителя, посадки, потерпевшего лица и обычного проживания правонарушителя.


Подпишитесь бесплатно на наши новости и будьте всегда в курсе самых актуальных событий отрасли!

Подписка на новости >