Как перевезти инвалида-колясочника воздушным транспортом?
В адрес Ассоциации "Безопасность туризма" часто обращаются с просьбой разъяснить порядок перевозки инвалидов, а также кресел- каталок. Мы обратились к одному из крупнейших авиаперевозчиков за разъяснениями практики перевозки таких пассажиров и вот что получили в ответ
Перевозка Пассажиров данной категории должна быть согласована с Авиакомпанией при бронировании перевозки. До начала полета в Авиакомпанию должно  быть предоставлено подписанное врачом медицинское заключение, содержащее разрешение на его перевозку воздушным транспортом, а также указаны специальные требования к условиям перевозки такого Пассажира.
Медицинское свидетельство подтверждает возможность больного пассажира совершить перелет без опасности для его здоровья и об отсутствии необходимости оказания особой медицинской помощи во время полета.
Выданное свидетельство должно быть действительно на дату вылета рейсов. Если в период между выдачей свидетельства и днем фактического отправления рейса происходит серьезное ухудшение медицинского состояния, требуется получить новое свидетельство.
Авиакомпания не несет никакой ответственности за возможные последствия и/или ухудшение здоровья, наступившие в процессе или после перевозки больного пассажира, вызванные состоянием здоровья пассажира.
Для  того, чтобы Ваше путешествие было комфортным для Вас, пожалуйста, заранее: 
  • проконсультируйтесь с Вашим лечащим врачом; 
  • забронируйте билеты на рейсы в прямом и обратном направлениях; 
  • при бронировании сообщите -  будете ли вы пользоваться креслом-каталкой (инвалидной коляской); 
  • заполните  форму заявления о перевозке больного пассажира (на сайте авиакомпании). 
  • если вы пользуетесь собственным креслом-каталкой, сообщите ее характеристики (вид аккумулятора, габариты и т.д.)

В целях безопасности перевозка кресел-каталок на рейсах осуществляется следующими способами:

Кресла-каталки с электролитическими аккумуляторами

Подлежат регистрации, перевозятся в багажных отсеках при условии, что батарея отсоединена, зажим аккумулятора изолирован, батарея упакована в контейнер с абсорбирующим материалом и соответствующим образом промаркирован. Может применяться услуга «передача у самолета», если инвалидное кресло с электролитическим аккумулятором используется до посадки на борт самолета и с момента высадки.
Кресла-каталки с сухозаряженными батареями
Перевозка осуществляется в багажном отсеке при условии, что батарея отсоединена, зажим аккумулятора изолирован во избежание случайного короткого замыкания, батарея надежно закреплена на инвалидном кресле. 

Кресла-каталки с батареями гелевого типа

Могут перевозиться без отсоединения батареи при условии, что зажим аккумулятора изолирован. 

Кресла-каталки с ионно-литиевыми батареями

- перевозка может осуществляется в багажном отсеке при условии, что батарея надежно закреплена в средстве передвижения, клеммы батареи защищены от короткий замыканий, электрические цепи изолированы;
- перевозка может осуществляться в ручной клади в случае, если конструкция кресла специально предусматривает снятие батареи(й) пользователем. Батарею необходимо снять и перевозить в пассажирской кабине, клеммы батареи должны быть защищены от коротких замыканий, батарея должна быть защищена от повреждений. 

Кресла-каталки с непроливающимися жидкостными батареями

Перевозка осуществляется в багажном отделении при условии, что батарея надежно закреплена в средстве передвижения, клеммы батареи защищены от коротких замыканий, электрические цепи изолированы. 

Кресла-каталки с батареями проливающегося типа

Перевозка осуществляется в багажном отделении при условии, что батарея надежно закреплена в средстве передвижения, клеммы батареи защищены от коротких замыканий, электрические цепи изолированы. Средство должно грузиться, размещаться, закрепляться и выгружаться только в вертикальном положении. На батареи, которые не являются непроливающимися, следует, по возможности устанавливать вентиляционные пробки, предотвращающие проливание. 

Требования перевозки кресел-каталок регламентированы  «Техническими инструкциями по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху» (Doc 9284 AN/905 ИКАО)

На некоторых воздушных судах типа Вoeing-737-500/400  Авиакомпании проведят мероприятия по установке оборудования для перевозки носилочных больных.

Согласование перевозки носилочного больного производится при бронировании перевозки не менее чем за 72 часа до вылета рейса.

Вам необходимо предоставить в Авиакомпанию следующие сведения:
  • заболевание и его степень;
  • медицинские показания (есть или нет) перевозки воздушным транспортом;
  • особые условия (ограничения и рекомендации) для организации перевозки;
  • наличие сопровождающих.
После предоставления всех необходимых сведений Авиакомпания рассмотрит Вашу заявку и примет решение о возможности такой перевозки.
Пассажиры, лишенные зрения или слуха могут взять с собой свою собаку-проводника и перевезти ее на наших рейсах бесплатно, для этого необходимо заранее проинформировать Авиакомпанию при бронировании и покупке билета в офисе продаж Авиакомпании.
Перевозка больного на носилках производится в сопровождении лица, обеспечивающего уход за этим пассажиром в полете. 
В исключительных случаях перевозка Пассажира в кресле-каталке, неспособного передвигаться самостоятельно, состояние здоровья которого не требует особого внимания, может осуществляться под наблюдением Авиакомпании и после оформления письменного заявления на перевозку под наблюдением Авиакомпании. 
Пассажир в кресле-каталке или больной пассажир, вправе взять с собой в салон (без взимания дополнительной платы): кресло-каталку, костыли, медицинские препараты, (необходимые в полете) в случае, если они находятся при пассажире и не вложены в багаж. Если указанные вещи оформляются к перевозке в качестве зарегистрированного багажа, то их вес учитывается при взвешивании, перевозка осуществляется в счет нормы бесплатного провоза багажа.
Авиакомпании, как правило, имеют возможность оказать помощь пассажиру:
  • при регистрации билета и оформлении багажа;
  • при прохождении досмотра авиационной безопасности;
  • при прохождении паспортного, пограничного контроля;
  • доставку от аэровокзала до самолета/от самолета до аэровокзала;
  • посадку/высадку в /из самолета;
  • помощь в размещении ручной клади на борту.
Авиакомпания не имеет возможности оказать пассажиру следующие услуги:
  • перемещение с кресла-каталки на пассажирское кресло во время полета;
  • помощь в приеме пищи;
  • помощь в посещении туалетной комнаты;
  • квалифицированную медицинскую помощь.
Обращаем Ваше внимание, что Авиакомпания может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, если состояние здоровья пассажира требует особых условий воздушной перевозки, либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает неустранимые неудобства для других лиц.