Несмотря на серьезное ресурсное обеспечение, институты развития Северо-Кавказского федерального округа показали невысокую результативность и не оказали существенного влияния на экономику региона. К таким выводам пришла Счетная палата по итогам стратегического аудита деятельности институтов развития СКФО, финансируемых в рамках госпрограммы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа».

«Вопросы развития Северного Кавказа – одно из приоритетных направлений в работе Счетной палаты. Год назад мы провели стратегическую сессию по данной проблематике, на которой была отмечена необходимость поиска новых подходов к решению проблем региона. Активно взаимодействовали с полпредством, Совбезом и экспертами. Проведенный стратаудит таких институтов развития как АО «Курорты Северного Кавказа», АО «Корпорация развития Северного Кавказа» и семи региональных корпораций развития, созданных в СКФО, охватил десятилетний период их деятельности, а по ряду статистических данных даже 20 лет. Мы проанализировали большой объем информации и пришли к выводу, что, несмотря на имеющийся потенциал, институтам развития Северного Кавказа не удалось достичь совокупного положительного эффекта на производительность не только региона в целом, но и выбранных для поддержки отраслей», - подчеркнула аудитор Светлана Орлова.

В частности, анализ выявил отрицательный эффект на годовые темпы роста реального ВРП: он снизился на 2,6%. На 5,9% снизились темпы роста инвестиций, отсутствует эффект на рост объемов производства. Всего в 2017-2019 годах региональным корпорациям развития удалось привлечь около 9 млрд рублей внебюджетных инвестиций, то есть 70% запланированного. В результате реализации инвестиционных проектов создано чуть более одной тысячи новых рабочих мест - 45% запланированного. В 2020 году на результативность деятельности институтов развития значительное влияние оказало распространение COVID-19. Так, потери доходов туристических комплексов в связи с ограничительными мерами составили около 30 млн рублей.

Если оценивать деятельность каждого института в отдельности, то Корпорация развития Северного Кавказа (АО «КРСК») не достигла одной из своих ключевых целей - создание инновационного медицинского кластера.

«Медицинский кластер не только не создан, но и само это мероприятие исключено из программы. При этом на разработку проекта из федерального бюджета было направлено около 2 млрд рублей. Только на одну проектно-сметную документацию потрачено около 90 млн рублей, однако она так и не разработана», – сообщила аудитор.

Не показало высоких результатов и АО «Курорты Северного Кавказа» (АО «КСК») как управляющая компания особых экономических зон.

«На 1 января 2020 года на территории ОЭЗ зарегистрировано всего 36 резидентов, которыми создано 770 рабочих мест, объем привлеченных резидентами инвестиций на 1 сентября 2020 года составил чуть более 2 млрд рублей, то есть всего 9% заявленного объема. При этом в современных условиях туристическая отрасль имеет хорошие перспективы и у АО «КСК» есть успехи в показателях по увеличению туристического потока и объемам выручки. Наращиваются темпы ввода объектов в эксплуатацию», констатировала Светлана Орлова. 

По мнению Счетной палаты, низкая результативность институтов развития во многом обусловлена проблемами в организации их деятельности и недостатками нормативного регулирования. Анализ показал, что стратегические документы макрорегионального и регионального уровней не актуализированы и не соответствуют показателям национальных целей, а Стратегия социально-экономического развития СКФО не взаимоувязана с региональными стратегиями и не обеспечивает согласованного проведения мероприятий.


Подпишитесь бесплатно на наши новости и будьте всегда в курсе самых актуальных событий отрасли!

Подписка на новости >