Видеоидентификация на объекте спорта. Эффектно, но не эффективно?

Ранее сообщалось, что после реконструкции спортивный комплекс «Динамо» не только внешне преобразился, но и получил современное техническое оснащение. Так, на обновленном стадионе «Динамо» автоматизированы КПП и введена видеоидентификация посетителей.

На входах установлена пропускная система с проверкой билетов и видеоидентификацией посетителей. Турникеты с видеокамерами и считывателями билетов фильтруют посетителей и исключают занесенных ранее в «черный список» спорткомплекса.

Несомненно, эти современные технологии весьма эффектны, но насколько они эффективно используются на этом стадионе и многих других в России? И дело тут совсем не в технических средствах...даже в самых современных, какие, например, установленны на стадионе «Динамо».

В ЧЕМ НЮАНС?

В соответствии с действующим законодательством отдельным физическим лицам в судебном порядке может быть запрещено посещение мест проведения официальных спортивных соревнований. МВД России ведёт учет таких лиц и периодически обновляет перечень таких лиц, публикуя сведения о них на официальном сайте министерства. 

Организаторы официальных спортивных соревнований, собственники и пользователи объектов спорта самостоятельно устанавливают требования к оформлению и контролю входных билетов, иных документов, в том числе предусматривающие идентификацию личности зрителей по документам, удостоверяющих их личность. Однако, нередко входные билеты и документы на проход на официальные спортивные мероприятия продаются обезличенными, что ставит под сомнение исполнение административного запрета в судебном порядке на посещение соревнований отдельными физическими лицами.     

Действующим законодательством (ст.37 пункт 9 ФЗ-329 от 4 декабря 2007 года), предусмотрено оснащение мест проведения спортивных соревнований системами видеонаблюдения, позволяющими осуществлять идентификацию физических лиц. 

Согласно пункту 8 ж) Правил обеспечения безопасности при проведении официальных спортивных мероприятий по видам спорта «баскетбол», «волейбол», «регби», «футбол», «хоккей», а также по спортивным единоборствам (утв. постановлением Правительства России от 18 апреля 2014 года №353) объекты спорта должны быть оборудованы и снабжены системой видеонаблюдения, позволяющей осуществлять идентификацию физических лиц с возможностью хранения информации не менее одного месяца. Требованиями к отдельным объектам инфраструктуры мест проведения официальных спортивных соревнований и техническому оснащению стадионов для обеспечения общественного порядка и общественной безопасности (пункт 52 и 52.5) установлено, что система охранная телевизионная должна обеспечивать видеоидентификацию граждан при проходе на объект спорта и во время их нахождения на объекте спорта. 

Однако, на практике, несмотря на наличие смонтированных систем видеоидентификации, которые обеспечивают выявление и пресечение попыток прохода на стадион физических лиц, которым в судебном порядке запрещено посещение официальных спортивных мероприятий, они практически не используются или используются локально.

Как утверждают эксперты причина этому - отсутствие у организаторов, собственников и пользователей объектов спорта доступа к общей базе видеоданных таких лиц.

МВД России, при этом ограничивается лишь опубликованием списков таких лиц на официальном сайте. Это во многом объясняется отсутствием Порядка проведения идентификации личности зрителей, который по закону (часть 2.1 статьи 20 ФЗ-329 от 4 декабря 2002 года) должен быть установлен Минспорта России по согласованию с МВД России.  Однако такой порядок до сих пор не установлен. В 2017 году был подготовлен проект приказа Министерства спорта России «Об утверждении порядка проведения обязательной идентификации личности зрителей официальных спортивных соревнований». Приказ так и не был подписан и в действие не введён.

По итогам состоявшегося 31 марта 2021 года семинара-практикума «Комплексная безопасность и антитеррористическая защищенность объектов спорта и горнолыжных комплексов» (материалы мероприятия >) подготовлены отчет и соответствующие предложения в Правительство Российской Федерации (подробнее >) с целью устранения данной проблемы.

Вместе с тем, участниками семинара-практикума был проявлен высокий интерес к практическому опыту обеспечения комплексной безопасности и антитеррористической защищенности объектов спорта. В этой связи, по итогам мероприятия принято решение о подготовке Методических рекомендаций по обеспечению комплексной безопасности и антитеррористической защищенности объектов спорта (далее – Рекомендации) с набором формализованных документов, рекомендуемых решений и технических средств. 

Рекомендации предназначены для использования в практической деятельности владельцами (руководителями) и службами безопасности объектов спорта, организаторами официальных спортивных и иных мероприятий, а также руководителями органов управления физической культурой и спортом субъектов Российской Федерации.

   

В методических рекомендациях:

  • будет дана детальная пошаговая инструкция действий администрации (владельца) объекта спорта, организатора мероприятия по исполнению действующих требований по обеспечению комплексной безопасности (в том числе пожарной) и антитеррористической защищенности;
  • предложены формы и примерное содержание пакета  локальных правовых актов и распорядительных документов, регламентирующих все процедуры от категорирования, обследования и подготовки акта, до подготовки перечня мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности, разработки и согласования паспорта безопасности и проведения учений и тренировок персонала.

Подробнее о Рекомендациях и подать заявку на получение >


Подпишитесь бесплатно на наши новости и будьте всегда в курсе самых актуальных событий отрасли!

Подписка на новости >