Члены Ассоциации "Безопасность туризма" поддерживают введение аттестации и лицензирования деятельности по проектированию средств обеспечения пожарной безопасности

Новым законопроектом МЧС России, который размещен на сайте Госдумы РФ, предлагают наделить полномочиями проводить аттестацию, переаттестацию, досрочное прекращение действия квалификационного аттестата и ведение реестра уже аттестованных лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию. Кроме прочего, проектом предполагается  введение лецензирования деятельности: по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.

Как утверждают разработчики, анализ правоприменительной практики показывает, что предоставленные МЧС России полномочия и существующие ограничения лицензирующих органов не позволяют в достаточной мере обеспечить защиту населения от существующих угроз. 

Согласно имеющимся статистическим данным, с 2014 года при тушении пожаров погибло 43 работника пожарной охраны и 273 получили травмы различной степени тяжести. Одновременно с этим за последние 5 лет на территории Российской Федерации произошло около 2 тыс. пожаров, при которых автоматические системы противопожарной защиты были неисправны, выключены или не выполнили свою задачу по причине неправильного проектирования или монтажа. На этих пожарах погибло 199 граждан и 367 получили травмы различной степени тяжести.

Системный анализ пожаров и последствий от них на территории Российской Федерации за прошедшие 5 лет свидетельствует о ключевой роли правильной работы систем автоматической противопожарной защиты в спасении людей и снижении ущерба при пожарах.

При пожарах, на которых системы правильно сработали, погибает и получает травмы соответственно в 4,5 и 2,4 раза меньше людей, площадь, уничтоженная пожаром, уменьшается в 2,4 раза, а количество уничтоженных объектов уменьшается более чем в 5 раз.

В этой связи законопроект также предусматривает наделение:

  • Правительства Российской Федерации полномочием утверждать критерии оснащения объектов защиты системами противопожарной защиты, автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
  • лицензирующего органа МЧС России полномочиями приостановливать действие лицензии в случае неоднократного или грубого нарушения лицензионных требований.

По мнению представителей МЧС России предлагаемые проектом федерального закона изменения позволят:

  • снизить административную нагрузку на бизнес (соискателям лицензии (лицензиатам) путем предоставления возможности выбора количества видов выполняемых работ (услуг) отдельно по каждому филиалу); 
  • повысить эффективность регуляторных функций лицензирующего органа (в дистанционном режиме проводить контроль за соблюдением лицензионных требований и принимать своевременные меры необходимого реагирования в отношении недобросовестных лицензиатов, систематически нарушающих установленные требования).

Законопроект (№ 1064451-7) «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» и статьи 1 и 22 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»


КОММЕТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

     

Геннадий Бахмутский,
Коммерческий директор
Группа компаний "Пожтехника"

(компания член Ассоциации "Безопасность туризма")


"Данные нововведения крайне важны и нужны в настоящее время. В России на сегодня сложилось самое либеральное в мире на мой взгляд законодательство в области производства систем пожарной безопасности. 

1. Никто не контролирует производителей. Из-за этого появилось огромное количество производителей имеющих производство только на бумаге. Дешевые продукты из стран юго-восточной азии выдаются за дорогие российские и европейские бренды.

2. Никто не контролирует заявленные технические характеристики. Производителям верят на слово. Особенно в области безопасности. Эта соляная кислота полностью разлагается в очаге пожара и абсолютно безопасна для человека. Верю. Этот удушающий газ абсолютно безопасен для человека и природы. Верю. Этот обычный датчик имеет чувствительность как дорогой лазерный датчик. Верю. А то что он не срабатывает, так это не правильно эксперименты проводятся. Эта система из 1 миллиона деталей имеет надежность 100%. Верю.

На этапе сертификации продукта проверяется несколько основных характеристик с весьма скромными требованиями. Остальные заоблачные характеристики в большинстве своем маркетинговая сказка для введение в заблуждение пользователя. А на кону стоят человеческие жизни и огромные материальные ресурсы. Кроме того данный доверительный подход не позволяет пробиться к потребителю настоящим качественным продуктам. 

Надеюсь разработанные правительством меры усилят прозрачность российского рынка противопожарных систем.  

Критерии оснащенности объектов уже введены с 01.03.2021 СП 486.1311500.2020. Большего на сегодня на мой взгляд не требуется."

 

   

Павел Авдеев,
заместитель генерального директора
ООО «РУССКИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ АВТОМАТИЗАЦИИ» (ООО «РУСИНТА»)
(компания член Ассоциации "Безопасность туризма")


На мой взгляд лицензирование производства или проведение его пятилетней оценки нужно. Это позволит компаниям, реально производящим противопожарные системы, установки, устройства не тратить усилия на борьбу с контрафактом и подделками. Ведь зачастую бывает, что приобретя франшизу на производство, компания «Х» начинает «гнать вал по плану» снижая себестоимость, чтобы проскочить по 44 ФЗ, а это приводит к нарушению технологии производства. Собственник патента, франчайзер не всегда имеет полномочия проверки таких производственных площадок, что развязывает руки при производстве недоброкачественной продукции.

Однако, сработка систем и устройств в момент пожара зависит не только от производственной компании. Сам продукт может быть идеален, но попав в кривые руки монтажника или исполненный по проекту с нарушением, просто не выполнит на 100% все заложенные в него функции пожаротушения.

В связи с чем, считаю, что подобная практика проведения регулярных оценок должна коснуться как монтажных компаний, так и проектировщиков. Возможно это будут пятилетние курсы подтверждения квалификации фактических исполнителей.

   
   

Константин Белоусов, 
 кандидат технических наук
Директор НИИ ОПБ, Сопредседатель Подкомитета по вопросам 
пожарной и комплексной безопасности НОПРИЗ.

Законопроект напрямую затрагивает деятельность проектных организаций – он предполагает наделение МЧС России полномочиями осуществлять аттестацию лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности эксплуатируемых зданий и сооружений. В числе предполагаемых нововведений: проведение аттестации, переаттестации, досрочное прекращение действия квалификационного аттестата и ведение реестра лиц, аттестованных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию. Безусловно, проектировать системы противопожарной защиты должны специалисты. И введение дополнительной аттестации проектировщиков повысит качественный уровень проектных решений по средствам обеспечения пожарной безопасности эксплуатируемых зданий и сооружений.

Но вместе с тем, прослеживается некая однобокость решения: возникает вопрос - чем отличается проектирование, скажем, систем пожарной сигнализации для вновь проектируемого (вновь строящегося) объекта и для эксплуатируемого объекта – непонятно. И почему для одной и той же по сути задачи один проектировщик должен быть дополнительно аттестован, а для другой – нет? 
В этой ситуации возможна коллизия, когда на эксплуатируемых объектах мы получим более качественное проектирование, а при этом уровень проектных решений по средствам обеспечения пожарной безопасности на проектируемых (вновь строящихся) объектах, где будут работать неаттестованные проектировщики, будет существенно ниже.
В этой связи, было бы целесообразным введение аттестации специалистов на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений независимо от того, являются они действующими (эксплуатируемыми) или объектами нового строительства.

 

Подпишитесь бесплатно на наши новости и будьте всегда в курсе самых актуальных событий отрасли!

Подписка на новости >