Члены Ассоциации "Безопасность туризма" поддерживают введение аттестации и лицензирования деятельности по проектированию средств обеспечения пожарной безопасности
Новым законопроектом МЧС России, который размещен на сайте Госдумы РФ, предлагают наделить полномочиями проводить аттестацию, переаттестацию, досрочное прекращение действия квалификационного аттестата и ведение реестра уже аттестованных лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию. Кроме прочего, проектом предполагается введение лецензирования деятельности: по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.
Как утверждают разработчики, анализ правоприменительной практики показывает, что предоставленные МЧС России полномочия и существующие ограничения лицензирующих органов не позволяют в достаточной мере обеспечить защиту населения от существующих угроз.
Согласно имеющимся статистическим данным, с 2014 года при тушении пожаров погибло 43 работника пожарной охраны и 273 получили травмы различной степени тяжести. Одновременно с этим за последние 5 лет на территории Российской Федерации произошло около 2 тыс. пожаров, при которых автоматические системы противопожарной защиты были неисправны, выключены или не выполнили свою задачу по причине неправильного проектирования или монтажа. На этих пожарах погибло 199 граждан и 367 получили травмы различной степени тяжести.
Системный анализ пожаров и последствий от них на территории Российской Федерации за прошедшие 5 лет свидетельствует о ключевой роли правильной работы систем автоматической противопожарной защиты в спасении людей и снижении ущерба при пожарах.
При пожарах, на которых системы правильно сработали, погибает и получает травмы соответственно в 4,5 и 2,4 раза меньше людей, площадь, уничтоженная пожаром, уменьшается в 2,4 раза, а количество уничтоженных объектов уменьшается более чем в 5 раз.
В этой связи законопроект также предусматривает наделение:
- Правительства Российской Федерации полномочием утверждать критерии оснащения объектов защиты системами противопожарной защиты, автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- лицензирующего органа МЧС России полномочиями приостановливать действие лицензии в случае неоднократного или грубого нарушения лицензионных требований.
По мнению представителей МЧС России предлагаемые проектом федерального закона изменения позволят:
- снизить административную нагрузку на бизнес (соискателям лицензии (лицензиатам) путем предоставления возможности выбора количества видов выполняемых работ (услуг) отдельно по каждому филиалу);
- повысить эффективность регуляторных функций лицензирующего органа (в дистанционном режиме проводить контроль за соблюдением лицензионных требований и принимать своевременные меры необходимого реагирования в отношении недобросовестных лицензиатов, систематически нарушающих установленные требования).
КОММЕТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
Геннадий Бахмутский, "Данные нововведения крайне важны и нужны в настоящее время. В России на сегодня сложилось самое либеральное в мире на мой взгляд законодательство в области производства систем пожарной безопасности. 1. Никто не контролирует производителей. Из-за этого появилось огромное количество производителей имеющих производство только на бумаге. Дешевые продукты из стран юго-восточной азии выдаются за дорогие российские и европейские бренды. 2. Никто не контролирует заявленные технические характеристики. Производителям верят на слово. Особенно в области безопасности. Эта соляная кислота полностью разлагается в очаге пожара и абсолютно безопасна для человека. Верю. Этот удушающий газ абсолютно безопасен для человека и природы. Верю. Этот обычный датчик имеет чувствительность как дорогой лазерный датчик. Верю. А то что он не срабатывает, так это не правильно эксперименты проводятся. Эта система из 1 миллиона деталей имеет надежность 100%. Верю. На этапе сертификации продукта проверяется несколько основных характеристик с весьма скромными требованиями. Остальные заоблачные характеристики в большинстве своем маркетинговая сказка для введение в заблуждение пользователя. А на кону стоят человеческие жизни и огромные материальные ресурсы. Кроме того данный доверительный подход не позволяет пробиться к потребителю настоящим качественным продуктам. Надеюсь разработанные правительством меры усилят прозрачность российского рынка противопожарных систем. Критерии оснащенности объектов уже введены с 01.03.2021 СП 486.1311500.2020. Большего на сегодня на мой взгляд не требуется." |
Павел Авдеев, На мой взгляд лицензирование производства или проведение его пятилетней оценки нужно. Это позволит компаниям, реально производящим противопожарные системы, установки, устройства не тратить усилия на борьбу с контрафактом и подделками. Ведь зачастую бывает, что приобретя франшизу на производство, компания «Х» начинает «гнать вал по плану» снижая себестоимость, чтобы проскочить по 44 ФЗ, а это приводит к нарушению технологии производства. Собственник патента, франчайзер не всегда имеет полномочия проверки таких производственных площадок, что развязывает руки при производстве недоброкачественной продукции. Однако, сработка систем и устройств в момент пожара зависит не только от производственной компании. Сам продукт может быть идеален, но попав в кривые руки монтажника или исполненный по проекту с нарушением, просто не выполнит на 100% все заложенные в него функции пожаротушения. В связи с чем, считаю, что подобная практика проведения регулярных оценок должна коснуться как монтажных компаний, так и проектировщиков. Возможно это будут пятилетние курсы подтверждения квалификации фактических исполнителей. |
Константин Белоусов, Законопроект напрямую затрагивает деятельность проектных организаций – он предполагает наделение МЧС России полномочиями осуществлять аттестацию лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности эксплуатируемых зданий и сооружений. В числе предполагаемых нововведений: проведение аттестации, переаттестации, досрочное прекращение действия квалификационного аттестата и ведение реестра лиц, аттестованных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию. Безусловно, проектировать системы противопожарной защиты должны специалисты. И введение дополнительной аттестации проектировщиков повысит качественный уровень проектных решений по средствам обеспечения пожарной безопасности эксплуатируемых зданий и сооружений. Но вместе с тем, прослеживается некая однобокость решения: возникает вопрос - чем отличается проектирование, скажем, систем пожарной сигнализации для вновь проектируемого (вновь строящегося) объекта и для эксплуатируемого объекта – непонятно. И почему для одной и той же по сути задачи один проектировщик должен быть дополнительно аттестован, а для другой – нет? |
Подпишитесь бесплатно на наши новости и будьте всегда в курсе самых актуальных событий отрасли!
- Все комментарии (0)
- Комментировать