Госдума на заседании в среду приняла в третьем чтении правительственный законопроект, призванный усовершенствовать действующий порядок лицензирования деятельности по тушению пожаров, а также по монтажу, техобслуживанию и ремонту противопожарных систем.

Согласно пояснительной записке, кабмин наделяется полномочиями утверждать критерии оснащения объектов защиты системами противопожарной защиты, а МЧС России - проводить аттестацию лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Каждые пять лет лицензиат будет обязан подтверждать соблюдение лицензионных требований путем представления в уведомительной форме соответствующей информации в лицензирующий орган. Кроме того, предлагается исключить из действующего законодательства положение о том, что лицензирование деятельности по монтажу, техобслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений прекращается со дня установления саморегулирования этого вида деятельности.

Действие лицензии будет приостановлено при выявлении систематических или грубых нарушений лицензиатом лицензионных требований. На устранение нарушений будет дан срок не более 90 дней, после чего лицензия может быть аннулирована по решению суда. Прописываются и другие причины аннулирования лицензии.

Законопроект (№ 1064451-7) «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» и статьи 1 и 22 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»


КОММЕТАРИИ ЭКСПЕРТОВ

     

Геннадий Бахмутский,
Коммерческий директор
Группа компаний "Пожтехника"
(компания член Ассоциации "Безопасность туризма")


"Данные нововведения крайне важны и нужны в настоящее время. В России на сегодня сложилось самое либеральное в мире на мой взгляд законодательство в области производства систем пожарной безопасности. 

1. Никто не контролирует производителей. Из-за этого появилось огромное количество производителей имеющих производство только на бумаге. Дешевые продукты из стран юго-восточной азии выдаются за дорогие российские и европейские бренды.

2. Никто не контролирует заявленные технические характеристики. Производителям верят на слово. Особенно в области безопасности. Эта соляная кислота полностью разлагается в очаге пожара и абсолютно безопасна для человека. Верю. Этот удушающий газ абсолютно безопасен для человека и природы. Верю. Этот обычный датчик имеет чувствительность как дорогой лазерный датчик. Верю. А то что он не срабатывает, так это не правильно эксперименты проводятся. Эта система из 1 миллиона деталей имеет надежность 100%. Верю.

На этапе сертификации продукта проверяется несколько основных характеристик с весьма скромными требованиями. Остальные заоблачные характеристики в большинстве своем маркетинговая сказка для введение в заблуждение пользователя. А на кону стоят человеческие жизни и огромные материальные ресурсы. Кроме того данный доверительный подход не позволяет пробиться к потребителю настоящим качественным продуктам. 

Надеюсь разработанные правительством меры усилят прозрачность российского рынка противопожарных систем.  

Критерии оснащенности объектов уже введены с 01.03.2021 СП 486.1311500.2020. Большего на сегодня на мой взгляд не требуется."

 

   

Павел Авдеев,
заместитель генерального директора
ООО «РУССКИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ АВТОМАТИЗАЦИИ» (ООО «РУСИНТА»)
(компания член Ассоциации "Безопасность туризма")


На мой взгляд лицензирование производства или проведение его пятилетней оценки нужно. Это позволит компаниям, реально производящим противопожарные системы, установки, устройства не тратить усилия на борьбу с контрафактом и подделками. Ведь зачастую бывает, что приобретя франшизу на производство, компания «Х» начинает «гнать вал по плану» снижая себестоимость, чтобы проскочить по 44 ФЗ, а это приводит к нарушению технологии производства. Собственник патента, франчайзер не всегда имеет полномочия проверки таких производственных площадок, что развязывает руки при производстве недоброкачественной продукции.

Однако, сработка систем и устройств в момент пожара зависит не только от производственной компании. Сам продукт может быть идеален, но попав в кривые руки монтажника или исполненный по проекту с нарушением, просто не выполнит на 100% все заложенные в него функции пожаротушения.

В связи с чем, считаю, что подобная практика проведения регулярных оценок должна коснуться как монтажных компаний, так и проектировщиков. Возможно это будут пятилетние курсы подтверждения квалификации фактических исполнителей.

   
   

Константин Белоусов, 
 кандидат технических наук
Директор НИИ ОПБ, Сопредседатель Подкомитета по вопросам 
пожарной и комплексной безопасности НОПРИЗ.

Законопроект напрямую затрагивает деятельность проектных организаций – он предполагает наделение МЧС России полномочиями осуществлять аттестацию лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности эксплуатируемых зданий и сооружений. В числе предполагаемых нововведений: проведение аттестации, переаттестации, досрочное прекращение действия квалификационного аттестата и ведение реестра лиц, аттестованных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию. Безусловно, проектировать системы противопожарной защиты должны специалисты. И введение дополнительной аттестации проектировщиков повысит качественный уровень проектных решений по средствам обеспечения пожарной безопасности эксплуатируемых зданий и сооружений.

Но вместе с тем, прослеживается некая однобокость решения: возникает вопрос - чем отличается проектирование, скажем, систем пожарной сигнализации для вновь проектируемого (вновь строящегося) объекта и для эксплуатируемого объекта – непонятно. И почему для одной и той же по сути задачи один проектировщик должен быть дополнительно аттестован, а для другой – нет? 
В этой ситуации возможна коллизия, когда на эксплуатируемых объектах мы получим более качественное проектирование, а при этом уровень проектных решений по средствам обеспечения пожарной безопасности на проектируемых (вновь строящихся) объектах, где будут работать неаттестованные проектировщики, будет существенно ниже.
В этой связи, было бы целесообразным введение аттестации специалистов на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений независимо от того, являются они действующими (эксплуатируемыми) или объектами нового строительства.

 

Подпишитесь бесплатно на наши новости и будьте всегда в курсе самых актуальных событий отрасли!

Подписка на новости >